Америка сходит с ума по «Гарри Поттеру»
Проезжая как обычно домой по хайвею номер 3 мимо шестизального мультиплекса в городке Сикокусе, что в Нью-Джерси, я на этот раз от удивления даже притормозил. В другие дни световое табло, обращенное к трассе, плотно исписано названиями показываемых здесь фильмов. Но сейчас табло пустовато, на нем мерцают лишь два названия, причем одно из них снабжено небывалым примечанием – «на пяти экранах».
Американцы от мала до велика рванули в эти дни в кинотеатры, зачеркнув опасения скептиков, пророчивших спад посещаемости кинотеатров после трагедии 11 сентября. Рванули так дружно, что побили рекорд «Потерянного мира: Парка юрского периода 2» (72,1 млн. долларов), принеся в совокупную национальную кассу уже за первый уик-энд 93,5 млн. долларов. Финансисты студии «Warner Brothers» пророчат мировые сборы от всех видов проката где-то в районе 3 млрд. долларов. Увенчанная гирляндой «Оскаров» махина «Титаника» Камерона с его приблизительно двумя миллиардами долларов сборов явно окажется потопленной этой двух-с-половиной-часовой сказкой про британского мальчика в кругленьких очочках, проходящего курс колдовства в очень-очень специальной школе Хогвартс. На производство «Уорнеры» потратили 100 млн. долларов, на первоначальную рекламную раскрутку – еще 40 млн. долларов.
Треть публики, ломанувшейся в залы, детишки, т.е. «аудитория-мишень», треть – их предки, которых первые, ясное дело, и потащили в кино. Но самое удивительное, что фильм привлек и важнейший зрительский сегмент – молодежь от 18 до 25 лет. Чем же?
Информационно-развлекательный монстр «AOL Time Warner», в структуру которого входит «Warner Brothers», откупил права на Поттера. Затевается грандиозный золотоносный франчайз, который призван затмить «Звездные войны» и Бондиану. Уже начаты съемки сиквела «Гарри Поттер и тайная комната», он должен ударить по экранам ровно через год, пишется сценарий третьего фильма. Видео, DVD, музыка, интернет, компьютерные игры, одежда, всякие бирюльки-безделушки – все будет славить мальчика в очочках и приносить крупнейшему в мире медиа-холдингу дополнительный профит.
Лишь вебсайт журнала «Форбс» плеснул яду на поттеровскую эйфорию. Кассовый рекорд фильма – дутый, потому что цены на билеты, особенно в крупных городах, выросли с середины 90-х чуть ли не в два раза. Немудрено, что 11 самых кассовых стартовых уик-эндов всех времен приходится на последние два года. Рекордсмены, калифы на уик-энд, быстро уходят в небытие. Реклама всесильна только вначале, затем начинает крутиться маховик word of mouth (отзывы родных, друзей, сослуживцев), и это определяет скоротечность или длительность успеха. Но мейджорам-производителям, замечает «Форбс», принципиально важен именно старт, потому что в первую неделю они забирают 70% кассового сбора (остальное получает владелец кинотеатра), а к третьей неделе доля студии снижается до 30%.