Добротное приключенческое кино пленит прежде всего удачным кастом и нетривиальным осмыслением привычного, казалось бы, сюжета о подводной лодке, на которой что-то пошло не так
Отдавший жизнь подводному флоту капитан Робинсон внезапно оказался не у дел. Сокращения в компании лишили Робинсона работы, которая когда-то украла у него семью, теперь старый моряк остался совсем один и без особых надежд на улучшение. Проблеск надежды вспыхивает, когда таинственный инвестор нанимает Робинсона капитаном на снаряженную для поиска затонувшей немецкой субмарины с золотом подводную лодку. Команда собрана из отъявленных негодяев, ведь работать придется тайно под самым носом российского Черноморского флота, но зато и куш предстоит отхватить огромный. Опыт капитана и его моряков не позволяет сомневаться в успехе предприятия, однако лишь на глубине герои понимают, что ввязались в авантюру, из которой выйти сухими не получится.
Жанровые эксперименты постановщиков могут пугать лишь самых скептически настроенных критиков, смена точки зрения, рычагов приложения, подхода к съемкам и написанию сценария обычно таким авантюрам идут на пользу. И при этом вызывают неизменный интерес. «Черное море» Кевина МакДональда привлекает внимание заинтересованных зрителей уже давно. Еще бы, за постановку приключенческого триллера взялся человек, до этого не заглядывавший в массовое кино, рассудительный автор пронзительных документалок, любитель мощных человеческих драм, интересующийся историей. По плечу ли ему держать зрителя в напряжении в утробе подводной лодки? Фильм дает однозначный ответ: «Да»!
Конкурировать со ставшими уже классическими «Подводной лодкой» Петерсона, «Ю-571» Мостоу, «К-19» Бигелоу или даже нашими «72 метрами» не так-то просто, но МакДональд имеет козырь в рукаве. Его «Черное море» – это не история военных моряков, не битва с врагами, не подводная дуэль, нет. Режиссер делает своими героями людей, от войны далеких – вполне себе мирный капитан, несколько списанных на берег пенсионеров, мальчишка, впервые отправившийся в плавание, офисная крыса, приставленная следить за матросиками. Все это люди хоть по большей части и морские, но совершенно из другого теста скроенные, нежели герои фильмов-предшественников. И в этом их особенная прелесть – они говорят и думают по-иному, они далеки от военной дисциплины и субординации, они, в конце концов, не всегда профессиональны. Зрителя это подкупает, команда Робинсона больше похожа на искателей приключений, чем на скучный взвод солдатиков.
Второй подкупающий плюс истории МакДональда заключается в том, что режиссер строит свой фильм на вполне понятных и оттого особенно захватывающих конфликтах. Герой теряет работу? Понятно, бывало. Команда не может найти общий язык, ведь в ней поровну русских и британцев? Очень даже понимаем. Ощутить себя преданным и загнанным в ловушку? Многим, полагаем, приходилось. Вцепиться в золото, как в последнюю надежду на выправление своей катящейся под откос жизни? Легко можем себе представить. Противостояния МакДоналда просты и доступны, в поступках персонажей нет ничего геройского, есть лишь скупой расчет и жажда жизни и наживы. Просто, местами прямолинейно, но при этом живо и достаточно объемно.
Наконец, невозможно не отметить финальный джокер в колоде режиссера – российскую часть актерской группы. Ни в коем случае не умаляя достоинства Джуда Лоу (бывшего, кстати, в свое время Зайцевым и Карениным), мы с особым чувством смотрели на наших. «Черное море» – это тот редкий случай, когда русских во вполне себе западном кино не показывают клишированными картонными стереотипами, а оставляют им естественную «русскость», узнаваемую и до боли родную. Хабенский, Пускепалис и Добрыгин, Векслер и Колесников задают ленте тон, делая ее по-настоящему «нашей», начисто «убирая» мямлящих, с кашей во рту англичашек. И это не просто выброс патриотизма, автором все равно остается МакДональд, но то, как он сумел наших актеров использовать, делает ему честь. Таких русских в англоязычном кино не встретишь.
Безусловно, есть и к чему придраться. Все-таки история, положенная в основу сюжета, достаточно условна – за уши притянуты немцы, нет адреналина, а улыбку вызывает постоянное упоминание Черноморского флота, некоторые повороты сюжета или даже сцены выглядят предсказуемыми, но все это словно находится за бортом субмарины. «Черное море» – не «Ярость», но тоже чувствительно сжимает зрителя в тесном железном нутре ржавого левиафана. Обивку кресел кинотеатра, впившись ногтями от напряжения, вы вряд ли порвете, но положенный хорошим триллером трепет где-то внутри ощутите. Море здесь действительно черное, но в большей степени оттого, что черны души и сердца моряков, которые в него погружаются.