Действие происходит в 1920-1930-е годы в сталинской Москве и в годы жизни Иисуса Христа в Ершалаиме. Мастер с гениальным озарением описал последние дни жизни Спасителя в своем романе о Понтии Пилате, за который поплатился свободой. Его тайная возлюбленная Маргарита готова на сделку с дьяволом, лишь бы спасти Мастера. В это время некто Воланд, посетивший Москву со своей свитой, наводит ужас на обывателей. Но в мире, где укоренилось зло, и засела нечистая сила, проделки сатаны, окрашенные искрометным юмором, оборачиваются возмездием за людские грехи и пороки.
"Однажды весною в час небывало жаркого заката" в Москве на Патриарших прудах появился сатана. С этого момента происходят удивительные, фантастические события: летает на метле над московскими бульварами Маргарита, бьет окна, мстя жалкому литератору за своего возлюбленного Мастера, правит свой бал сатана, низвергая "клан" варенух, берлиозов, лиходеевых, сурово наказывая наушников и доносчиков… И вновь оправдывается гетевское определение: "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо…". В мире, где укоренилось зло, и засела нечистая сила, проделки сатаны, окрашенные искрящимся юмором, оборачиваются возмездием за людские грехи и пороки.
Чертовщина, ирреальность в фильме Юрия Кара причудливо переплетаются, как с конкретными реалиями московского быта и общественно-политической жизни 20-30-х годов прошлого столетия, так и с легендой о Спасителе, появление которого перевешивает колеблющиеся чаши добра и зла в сторону Добра.
С гениальным озарением описал Мастер последние дни жизни Спасителя (Иешуа) в своем романе о Понтии Пилате, за который поплатился свободой. Его тайная возлюбленная Маргарита заключает сделку с дьяволом, лишь бы спасти своего Мастера.
В версии режиссера сохранены все основные сюжетные линии романа. Действие происходит не только в сталинской Москве, но и в годы жизни Иисуса Христа в Ершалаиме.