Летний сезон обычно ассоциируется с каникулами у бабушки в деревне, отпуском на берегу моря, курортными романами и ведрами черешни. Но жаркие будни не всегда гарантируют хорошее настроение, и даже под палящим солнцем порой хочется погрустить. Именно для таких случаев мы собрали список фильмов, которые отлично подойдут для летней меланхолии.
В поисках летней печали стоит заглянуть в фильмографию Эрика Ромера: французский классик снял сразу несколько картин, действие которых разворачивается в пляжный сезон. И все они, разумеется, пропитаны грустью. «Зеленый луч» — история о молодой парижанке Дельфине (Мари Ривьер), которая на протяжении всего фильма переживает из-за своего отпуска. Сначала героиня узнает об отмене запланированного путешествия в Грецию, а после ездит то в один город к друзьям, то в другой к бывшему возлюбленному. Девушка нигде не чувствует счастья, везде спешит купить обратный билет. Неприкаянная и страшно одинокая Дельфина вынуждена взглянуть в лицо проблемам: почему же ей так тоскливо?
«Зеленый луч» — неторопливое кино-размышление о чувствах, страхах, беспокойствах. Во время одной поездки француженка подслушивает разговор прохожих о зеленом луче — редком секундном явлении, которое можно заметить во время заката. Согласно легенде, тот, кто разглядит природный феномен, получит способность познавать свои и чужие чувства. Может, это и есть ключ к гармонии для Дельфины? Осталось только увидеть зеленый проблеск в море, и все непременно наладится.
«Клео от 5 до 7» начинается с гадания на картах таро. Сцена сразу задает тон повествованию: суеверия и предубеждения до самых титров будут следовать за героиней по пятам. На дворе 21 июня — самый длинный день в году. Стрелки часов для певицы Клео (Коринн Маршан) действительно двигаются чересчур медленно: молодая женщина переживает за свое здоровье и томится в ожидании результатов анализов. Клео, которую на самом деле зовут Флоранс, срывается на коллег, встречается с давней подругой, знакомится с солдатом, который вот-вот уедет на войну в Алжир.
Героиня гуляет по улицам Парижа, пока окружающие бросают оценочные взгляды на невероятно красивую незнакомку. Аньес Варда фиксирует диссонанс страдающей женщины: внешняя безупречность скрывает внутреннюю тревогу и, возможно, серьезную болезнь. Несмотря на грустную интонацию, «Клео от 5 до 7» легко назвать картиной воодушевляющей и дарующей чувство надежды. Как бы ни тревожилась героиня Маршан, в конце концов рефлексия на свежем воздухе дает свои плоды — можно за один летний день похоронить себя мысленно, а потом за минуту вновь познать вкус к жизни.
«Солнце мое» — кино для тех, кто тоскует по нежным годам взросления, мечтает хоть на миг переместиться в прошлое и оказаться на идиллическом отдыхе с родителями. Примерно это делает дебютантка Шарлотта Уэллс — показывает на экране обрывки собственных воспоминаний: знойное лето, Турция, заботливый папа, ничегонеделание.
Но о безмятежном настроении картины и речи быть не может, с первых кадров в воздухе витают чувства тревоги и тоски по утерянному. Режиссерка не проговаривает каждую деталь, да оно и не нужно: небольшие подсказки помогают зрителям прочувствовать невыносимую тяжесть, которую испытывают герои в разные промежутки времени: отец (Пол Мескал) — в прошлом, повзрослевшая дочь (Селия Роулсон-Холл) — в настоящем. Уэллс словно бы ковыряется в уголках собственной памяти, пытаясь отыскать ответы на вопросы и разгадать наконец размытую фигуру родителя. После просмотра «Солнце мое» есть риск увязнуть в ностальгии: открыть запылившийся фотоальбом, включить архивное видео на старом видаке, поговорить по душам с родными, вспомнить себя из далекого-далекого королевства под названием «детство».
Пятнадцатилетняя Миа (Кэти Джарвис) живет в неблагополучном районе с матерью и младшей сестрой. Как и тысячи подростков по всему миру, девушка чувствует себя непонятой и одинокой. Единственное утешение героини — танцы. Привычный порядок вещей меняется с появлением в доме нового бойфренда мамы: кажется, что Коннор (Майкл Фассбендер) — тот самый взрослый, который поймет, защитит и научит жизни.
Режиссерка Андреа Арнольд вырисовывает портрет отрочества в британских трущобах. У Мии нет ни родительской заботы, ни дружеского плеча. «Аквариум» кипит гневом и ненавистью к миру: героиня ругается с матерью, срывается на сверстниц, разочаровывается в мужчине, которому, конечно, не стоило доверять хрупкое сердце. Coming-of-age картины зачастую покоряют светлой печалью и магией юношества, но детище Арнольд — по-настоящему мрачное летнее кино, которое со всей силой бьет под дых.
Йоаким Триер очаровал зрителей «Худшим человеком на свете» — опусом о вечном взрослении. За 10 лет до премьеры драмеди с Ренате Реинсве у норвежского режиссера вышла картина «Осло, 31 августа» — зарисовка последнего дня лета 34- летнего Андерса (Андерс Даниельсен Ли), наркозависимого молодого человека. Герой получает разрешение выйти из лечебницы на несколько часов и отправляется в город.
«Осло, 31 августа» — безрадостная лента без особых опознавательных признаков летнего антуража. Триер снимает фильм в холодных тонах, словно осень и неизбежность трагедии уже наступили. Герой гуляет по Осло, встречает старых знакомых, чувствует тонну упущенных возможностей. Настоятельно не рекомендуем смотреть картину людям с депрессией: режиссер тонко и точно изображает психическое заболевание, которое съедает Андерса изнутри.
Шестилетняя Муни (Бруклин Принс) живет в дешевом мотеле Флориды вместе с мамой (Брия Винайте). Жаркие будни девочка проводит на улице в компании друзей: маленькие хулиганы ругаются с соседями, исследуют окрестности, забираются в заброшенные дома и пытаются не попадаться лишний раз на глаза строгому, но заботливому менеджеру (Уиллем Дефо).
Шон Бэйкер показывает зрителям повседневность глазами ребенка: камера, которая практически всегда находится на уровне глаз Муни, следует за озорными проделками неотесанной детворы. Сиреневый мотель для детей — гигантский мир с препятствиями, приключениями, скучными взрослыми, которые норовят испортить веселье. Режиссер тщательно вырисовывает рутину девочки. Муни совершенно неведомы трудности старших: пока мать едва сводит концы с концами, героиня упивается летними каникулами. В конце концов, когда тебе шесть, главная проблема заключается в том, найдется ли мелочь, чтобы купить заветное мороженое. Но лето подходит к концу, а с ним и безмятежное детство: звонкий смех сменяется громкими рыданиями — это взрослая жизнь наступает на пятки.
Сельская местность на севере Турции. Последний день школы, пятеро сестер возвращаются домой в компании юношей. Начало лета кружит голову — подростки решают искупаться прямо в школьной форме. Но для девушек беззаботное действие влечет роковые последствия: дома ожидают консервативные бабушка и дядя, которые вскоре превращают жизнь учениц в подобие тюрьмы. Впереди не безмятежные каникулы, а заточение в душных комнатах и знакомства с потенциальными женихами.
Драма Дениз Гамзе Эргювен — одновременно и зарисовка жизни молодых девушек, скованных цепями традиций, и портрет утешительного сестринства, и иллюстрация девичьего подросткового возраста, когда каждая вторая мечтает о яркой косметике, красивой одежде и возможности кокетничать с соседскими мальчишками. Лиричная на первый взгляд картина предстает оглушительной трагедией, после которой хочется обнять себя, подружек и сотни несчастных девушек по всему свету.
«Мустанг» стилистически и сюжетно напоминает более раннюю и известную картину «Девственницы-самоубийцы» — творение Софии Копполы о пятерых сестрах, чья жизнь пошла под откос летом 1975 года. После самоубийства младшей Сесилии (Ханна Р. Холл) девочки Лисбон превращаются в местных знаменитостей, за каждым шагом которых пристально следят окружающие. В попытках защитить детей родители не разрешают дочерям жить обычной жизнью подростков: никаких друзей, вечеринок, свиданий. Отныне сестры лишаются свободы, а девичьи грезы запираются на замок.
Пастельные оттенки, цветочные платьица, солнечные блики на светлых волосах — чарующая визуальная составляющая контрастирует с мраком, притаившемся в доме Лисбон. С первых кадров зритель наблюдает за увяданием молодых девушек, которые оказались в клетке родительского контроля и удушающего одиночества. Поразительно, как точно Копполе удалось передать настроение первоисточника: «Девственницы-самоубийцы» Джеффри Евгенидиса — сновидческая и даже поэтическая проза о потерянной юности. История обреченных сестер Лисбон как на бумаге, так и на экране завораживает и оставляет горький осадок внутри на день- другой.
Лето в Тоскане — что может быть лучше? Девятнадцатилетняя Люси (Лив Тайлер) приезжает к друзьям семьи на итальянскую виллу, где днем обитатели дремлют в тени, а вечерами открывают очередную бутылку вина. Молодая американка прибыла в райский уголок не с целью отдохнуть душой и телом, а с желанием разгадать секрет — что означает странная запись в личном дневнике матери, которая покончила с собой.
Бернардо Бертолуччи очаровывает публику красотой — Италии, Лив Тайлер, медленной жизни, где нет места заботам и тревогам. Картину сложно назвать грустной: перед нами скорее мечтательно-меланхоличная лента о девушке, которая ищет ответы на вопросы, падает в объятия парня мечты, наблюдает за любовными страстями соседей. Но помимо поисков правды и поцелуев с юношами Люси также утопает в тоске по матери, чей образ следует за ней по пятам. Тема смерти в целом является центральной в фильме Бертолуччи. Итальянский режиссер пытается запечатлеть ту самую ускользающую красоту: смертельно больной герой Джереми Айронса, например, цепляется за жизнь и любуется Люси, которая воплощает собой манящую молодость. Но юность — лишь мгновение, которое в одночасье превращается в греющее душу воспоминание.
В штате Индиана есть город Колумбус — обязательная точка для любителей модернистской архитектуры. Кейси (Хейли Лу Ричардсон) одна из таких поклонников зодчества, которая, увы, вынуждена отложить поступление в колледж, чтобы быть рядом с зависимой матерью. Девушка встречает Джина (Джон Чо): мужчина приехал в Колумбус к отцу, который попал в больницу. Двое разных и одновременно столь похожих друг на друга героев блуждают по живописным улицам, то и дело останавливаясь у памятников архитектуры, чтобы лицезреть красоту и поговорить по душам.
После прочтения описания сюжета может возникнуть чувство, будто Когонада снял ответный фильм Ричарду Линклейтеру, создателю разговорной трилогии «Перед…». Картину действительно многое роднит с историей Джесси и Селин. «Колумбус» тоже соткан из бесед обо всем и ни о чем и наматываний шагов по городу. Но, в отличие от Линклейтера, Когонада не стремится рассказать историю любви. Режиссер сталкивает двух запутавшихся людей, чтобы те смогли наконец взглянуть в лицо переживаниям и посыпать соль на внутренние раны. Терапевтический «Колумбус» побуждает погрустить, подумать, побродить и потрогать каменные постройки — ведь не зря говорят, что прогулки улучшают ментальное здоровье. Лето — подходящее время, чтобы это проверить.
Можете со мной спорить и говорить, мол это всё метааафора, но я после просмотра был в такие лоскуты, как чувак из мема, фото прилагаю