Недавно сайт IndieWire опубликовал список лучших боевиков, вышедших в этом веке. Мы собрали для вас первую десятку их топа: тут и голливудские блокбастеры, и культовое тайваньское уся.
Франшиза «Форсаж» — не самая стабильная на свете, и от части к части качество картин в ней может заметно падать или возрастать. Но почти все согласны, что пятый эпизод — эталон адреналинового боевика, с которым не способен конкурировать ни один другой фильм серии. Именно здесь режиссёр Джастин Лин перестал притворяться, будто бы «Форсажу» нужны какие-то там законы физики или логика, чтобы быть весёлым. Вместо них — потрясающие воображение погони и задорный сюжет с одним из самых необычных ограблений банка в истории кино.
Корейский боевик о людях, которые оказались в тесном поезде во время начала зомби-эпидемии, не может похвастаться большим бюджетом или каким-то масштабным сюжетом. Но они картине и не нужны. Это фильм-движение, камерный кинетический экшен, где у героев и зрителя нет времени на передышку — нужно решать одну смертельно опасную проблему за другой. То, что «Поезд в Пусан» вышел настолько эффектным, на самом деле чудо. У режиссёра Ён Сан-хо так и не получилось повторить успех — есть подозрение, что он и сам не понял, что сделало его фильм хорошим.
Классика современного кинокомикса от Кристофера Нолана. Во второй части своей трилогии о Бэтмене он глубже проникает в психологию Брюса Уэйна — но также и пропорционально повышает ставки в экшен-сценах. В «Тёмном рыцаре» немало больших сет-писов и запоминающихся громких эпизодов, начиная с ограбления в прологе и заканчивая взлетающим в воздух грузовиком. Пожалуй, лучший комплимент такому фильму: при всей его мрачности и плотности событий хронометраж в более чем два с половиной часа совершенно не чувствуется избыточным.
Серия фильмов о Джейсоне Борне познакомила нас с новым способом снимать экшен — с резкими, судорожными монтажными склейками, дезориентирующими зрителя и скрывающими очевидное неумение Мэтта Деймона драться. Позже этот стиль бездумно будут копировать многие другие авторы, не понимая, что в «борниане» делало его эффективным. Ведь здесь этот стробоскоп кадров нужен не просто так — он отлично передаёт то, как главный герой воспринимает мир, как его инстинкты берут верх над разумом и заставляют делать вещи, которые Джейсон, может, и сам до конца не осознаёт. В третьей части, «Ультиматуме Борна», режиссёр Пол Гринграсс довёл этот метод до совершенства — ни в одном другом шпионском боевике XXI века, пожалуй, так остро не чувствовался каждый удар, выстрел и столкновение автомобилей.
«Джон Уик» — ещё одна этапная экшен-франшиза XXI века, породившая целый новый поджанр фильмов о бывших киллерах, ищущих отмщения. Причём если первая часть была довольно серьёзным и приземлённым боевиком, то сиквел ушёл куда-то в сторону подспудного абсурда (третья часть потом и вовсе превратилась в цирк с конями, а мы и не против). Здесь Джон уже сражается с каким-то невероятным числом врагов, рассекает улицы неонового города и смешно перестреливается в аэропорту, стараясь не обращать на себя внимания простых прохожих. Больше стиля, больше крови, больше потрясающего Киану Ривза, убивающего своих противников хоть пистолетом, хоть ножом, хоть карандашом.
У больших серий фильмов есть склонность становиться хуже со временем — идеи иссякают, сценарии скучнеют, а возрастные актёры уже не могут поддерживать тот же уровень динамики. «Миссия невыполнима» — обратный случай. Это франшиза, которая стареет, как хорошее вино, с каждой частью достигая каких-то новых горизонтов совершенства. «Протокол Фантом» и «Племя изгоев» уже были потрясающими картинами, которые легко могли бы занять это место в списке. Но «Последствия» пошли ещё дальше — и в плане сюжетного напряжения, и особенно в отношении сумасшедших трюков, которые Том Круз традиционно выполняет безо всяких дублёров. Здесь он прыгает с парашютом, умудряясь в полёте спасти своего коллегу, висит на вертолёте и потом за штурвалом маневрирует между скал. Круз — пожалуй, последняя настоящая экшен-звезда XXI века. Уверены, в седьмой и восьмой частях «Миссии» ему ещё найдётся чем нас удивить.
Квентин Тарантино всегда любил боевики и вдохновлялся ими — это можно увидеть и в «Бешеных псах», и в «Криминальном чтиве». Но дилогию «Убить Билла» он решил полностью посвятить своему увлечению экшен-кино. Простенький сюжет о едва не погибшей киллерше, решившей отомстить всем своим бывшим коллегам, — лишь оправдание для череды невероятных батальных сцен. Тут и самурайские боевики, и кунг-фу, и вестерн, и даже аниме: в «Убить Билла» Тарантино собрал удивительный сплав всего, что ему так нравится самому. Получилось прекрасно: помимо всех прочих талантов Квентин ещё и прирождённый экшен-режиссёр.
Отряд полиции заходит в многоэтажный дом, где засела огромная преступная группировка. Одно неточное движение, и тихая операция превращается в непрекращающуюся кровавую баню — выжившим копам только и остаётся, что пробиваться наверх и стараться уничтожить главарей гангстеров. «Рейд» в очередной раз доказал, что хорошим боевикам не нужны лишние интриги и натужная драма — достаточно понятной цели и хорошей мотивации уничтожать всё, что движется. Ну и, конечно, картина никогда бы не сработала без филигранного технического исполнения: режиссёр Гарет Эванс и его команда координаторов трюков показали, как делать брутальный, кропотливо схореографированный экшен, где удары не прячут за монтажными склейками, а актёрам дают показать свои недюжинные акробатические способности.
В 2000 году Энг Ли снял фильм, который полностью поменял расстановку сил в мире экшен-кино. Кино в жанре уся, конечно, снимали в Китае и до него — были и брутальные боевики вроде «Однорукого меченосца», и поэтичные философские драмы наподобие «Касания дзен». Но только Ли смог достучаться до западной аудитории и показать всей планете, на что способны азиатские фильмы о боевых искусствах. Он объединил традиции уся с, по сути, условностями голливудского мюзикла: экшен-сцены тут — как номера с танцами, выражающими глубоко запрятанные эмоции главных героев. Добавьте к этому универсальный мелодраматический сюжет и впечатляющую постановку драк — и рецепт для культовой классики готов.
Вот уже семь лет прошло с момента выхода «Дороги ярости» — а ничего лучше мир экшен-кино нам так и не предложил. Свой фильм-долгострой Джордж Миллер вынашивал больше десяти лет, за это время успев продумать каждый кадр и каждую маленькую деталь. Когда ему наконец удалось воплотить видение в жизнь, он вложил в картину всю душу и не останавливался, пока не достигнет идеала. «Безумный Макс: Дорога ярости» — двухчасовая непрекращающаяся погоня, где каждая стычка с противниками ещё более яркая и запоминающаяся, чем предыдущая. А главное, это фильм, который свою историю рассказывает почти что целиком через экшен — высшая степень мастерства в жанре.