Продолжаем подводить итоги уходящего года — в этот раз вспоминаем лучшую музыку. Мы решили добавить как созданные композиторами музыкальные сопровождения, которые в англоязычном мире принято обозначать термином score, так и компиляции чужих треков, объединенных в саундтрек. Получилась подборка из 10 альбомов в произвольном порядке — от барочной оркестровой музыки до записанных в своей комнате поп-хитов.
У оскароносной драмы «Иуда и чёрный мессия» вышло два альбома: музыкальное сопровождение от композитора Марка Ишама, которое погружает зрителя в атмосферу США 1960-х, и отдельный саундтрек, вдохновленный самим фильмом, гражданским активизмом той эпохи и продолжающимся по сей день несправедливым отношением к афроамериканскому населению. В записи последнего приняли участие видные хип-хоп, рэп и R'n'B артисты — среди них получившая премию «Оскар» за оригинальную песню исполнительница H.E.R и легенды индустрии Nas, Jay-Z и Rakim.
«Круэллу» критиковали за многое, но почти все зрители отмечали удачную компиляцию исполненных в картине песен. В саундтреке можно встретить записанный специально для фильма трек Florence and the Machine, хиты Queen, The Clash, Bee Gees и The Doors и даже кавер на The Beatles. Жаль, в опубликованном на стриминговых площадках альбоме нет песен the Zombies, Black Sabbath, the Rolling Stones и Дэвида Боуи, которые тоже прозвучали в «Круэлле».
Мы еще не видели «Лакричную пиццу», но уже можем оценить атмосферу фильма через опубликованный саундтрек. Пол Томас Андерсон всегда очень щепетильно выбирает песни для своих картин (достаточно вспомнить «Врожденный порок», другую его ленту о Лос-Анджелесе 1970-х, и трек Vitamin C группы Can), поэтому можно предположить, какое огромное значение будут иметь песни Дэвида Боуи (несколько заезженная Life on Mars? на удивление блестяще звучала в трейлере) или Нины Симон. Кроме того, для «Лакричной пиццы» один трек записал Джонни Гринвуд, гитарист группы Radiohead и давний композитор фильмов Пола Томаса Андерсона, который тоже попал в саундтрек.
Саундтрек «Прошлой ночью в Сохо» напоминает саундтрек «Круэллы» — это такая же атмосферная компиляция песен, погружающая в эпоху и вечно угрюмый, пасмурный Лондон. Эдгар Райт вообще известен как музыкальный гик, который часто включает в свои фильмы малоизвестные хиты и ежегодно публикует трек-лист любимых песен года (надо сказать, вкус у него и правда отменный), поэтому неудивительно, что здесь не так много популярных среди массового слушателя исполнителей. Есть, конечно, The Kinks, The Who и даже кавер Ани Тейлор-Джой на хит Петулы Кларк, но остальные песни станут для вас приятным сюрпризом.
Сложно точно сказать, чем именно является «Бо Бёрнэм: Дома» — комедийным спешалом, ковидным мюзиклом или интимным видеоэссе, но у этого проекта однозначно один из лучших саундтреков года, который должен быть в этой подборке. Бо Бёрнэм — это человек-оркестр, который начинал как блогер, но постепенно переквалифицировался в комика, режиссера, сценариста и актера. Но, кажется, лучше всего у него получается писать песни: ироничные и заедающие зарисовки о том, что у него на уме, то есть о Джеффе Безосе, самобичевании и секстинге. Из таких композиций (часть из которых вы, скорее всего, слышали — «хиты» завирусились) и состоит альбом, но его все же стоит слушать только после просмотра спешела.
Фанаты никогда не сомневались в таланте Ханса Циммера, но, стоит признать, работа над четырьмя-пятью фильмами каждый год заставляет его саундтреки звучать похоже друг на друга. Его музыка к «Дюне» стала долгожданным исключением, ведь у маэстро получился один из самых экспериментальных саундтреков в долгой карьере: лишенное напыщенного оркестрового звучания нечто инопланетное, но передающее пустынную атмосферу с помощью духовых и струнных инструментов. Материала набралось столько, что уже выпущено три альбома — они особенно хорошо раскрываются при прослушивании с помощью иммерсивной технологии Dolby Atmos.
Николас Брителл — один из главных композиторов современности: чтобы это понять, достаточно послушать его великую тему сериала «Наследники» или саундтрек «Лунного света» Барри Дженкинса. В этом году он работал усерднее обычного и выпустил три альбома к сериалу «Подземная железная дорога» все того же Дженкинса, музыку к «Круэлле» и к пока что не вышедшей сатирической комедии «Не смотрите наверх». Мы решили остановиться на последнем, потому что прослушивание альбома создает ровно противоположное трейлерам впечатление о фильме. Такое чувство, что эти написанные с упором на клавишные и духовые инструменты композиции должны звучать в драме о джазе, а не в комедии про ученых. Это несоответствие странным образом вынуждает ждать фильм Адама МакКея сильнее.
2021-й можно назвать годом мюзиклов, поэтому было бы глупо игнорировать их в этой подборке. Мы решили выбрать не одну из многочисленных бродвейских экранизаций, а оригинальный проект «Аннетт», сценарий и музыку к которому написали великие братья Sparks. Совсем недавно состоялся релиз полного издания саундтрека — огромного альбома, состоящего из 63 треков, в том числе и ранних демозаписей. Если вы так и не посмотрели фильм Леоса Каракса, то дайте хотя бы шанс первому и лучшему треку в саундтреке — бэнгер So May We Start вы точно захотите переслушивать снова и снова
Джонни Гринвуда так и хочется назвать главным композитором 2021 года — конкуренцию ему может составить только упомянутый выше Николас Брителл. Гринвуд не только записал трек для «Лакричной пиццы» Пола Томаса Андерсона, но и выпустил два выдающихся саундтрека, не похожих друг на друга по звучанию, но одинаково интимных и запоминающихся. Первый — к «Власти пса» Джейн Кэмпион: это далекая от вестернов классическая музыка, очень благородная и по-ковбойски сдержанная (под стать одному из мотивов фильма). Второй — к «Спенсер» Пабло Ларраина: здесь Гринвуд делает упор на джазовый ансамбль, струнные и даже орган, чтобы добиться меланхоличного, полного трагизма звучания, передающего внутреннее беспокойство принцессы Дианы в королевской резиденции. Оба достойны высших похвал и главных наград киносезона.
Сиро Сагису
Сиро Сагису — признанный японский композитор фильмов, аниме и видеоигр — в первую очередь известен своими саундтреками к серии «Евангелион». Четвертый ребилд, долгострой «Евангелион 3.0+1.01: Как-то раз», был по традиции украшен музыкой композитора. В этом масштабном трехдисковом проекте умещаются как классические аранжировки, так и чеймбер-поп, хоровая музыка и глитч-элементы. В отличие от прошлых, экспериментальных саундтреков первых трех ребилдов получилось скорее традиционное оркестровое звучание, но и к нему хочется раз за разом возвращаться после просмотра выдающегося аниме Хидэаки Анно.