Недавно на сайте IndieWire вышел список любимых фильмов Дени Вильнёва, режиссёра «Дюны», «Пленниц» и «Бегущего по лезвию 2049». В нём много классики вроде «Космической одиссеи», «Бегущего по лезвию» (ещё бы!) и хичкоковского «Головокружения», но есть и более неординарные пункты. В этом тексте мы собрали 10 не самых очевидных фильмов, которые Дени Вильнёв называет своими любимыми.
Мрачная постапокалиптическая драма Альфонсо Куарона — о мужчине, который пытается довезти до безопасного места, возможно, последнюю беременную женщину на Земле (ведь во всём мире неизвестный вирус сделал человечество бесплодным). Вильнёв называл фильм одним из лучших в XXI веке — и можно понять, почему. Как и он сам часто делает, Куарон берёт здесь вполне прямолинейный жанровый сюжет, чтобы обернуть его в выдающуюся сценографию и наградить ни на что не похожей авторской поэтикой. «Дитя человеческое» — идеальный пример того самого «арт- мейнстрима», к которому явно стремится Вильнёв.
Триллер Дэвида Кроненберга о двух братьях-гинекологах Вильнёв называет «самым травмирующим фильмом в мире». Его он показывал своей съёмочной группе во время создания «Врага» — чтобы понять, не слишком ли они повторяются, и придумать, как развить концепт двойников ещё дальше, сделать то, что до него пока не делали. На его взгляд, «Связанные насмерть», точно так же как и «Враг», «исследуют странную близость — просто с другой точки зрения». Любопытно также, что фильм Вильнёва целиком состоит из фрейдистских символов и только после их расшифровки начинает обретать какой-то рациональный смысл. А у Кроненберга даже есть фильм про Фрейда, «Опасный метод»: видимо, два автора действительно мыслят не так уж по- разному.
Сюрреалистичная драма Даррена Аронофски, где в пределах одного дома вольно пересказывают сюжеты из Библии, разделила критиков и зрителей на противоборствующие лагеря: одни посчитали картину чуть ли не главным шедевром режиссёра, другие её возненавидели. Вильнёв скорее относится к первым: он называл «маму!» в числе лучших фильмов 2017 года. Видимо, Дени и Даррен в этот момент нащупали какую-то странную связь — не случайно ведь Аронофски хотел позвать писать музыку для картины покойного Йохана Йоханссона, некогда постоянного композитора Вильнёва.
В 2000 году Алехандро Иньярриту приковал внимание мировой кинообщественности картиной «Сука любовь» — сборником из трёх переплетающихся историй, происходящих после одной и той же страшной аварии. Он взял приз Недели критиков в Каннах и награду за лучший иностранный фильм на BAFTA, а также получил номинацию на «Оскар» — и начал так называемую «трилогию смерти», куда ещё входят «21 грамм» и «Вавилон». Вильнёв назвал «Сука любовь» одной из лучших картин XXI века — точно так же, как и «Дитя человеческое» Куарона, приятеля Иньярриту.
Ещё в этом списке оказалась абсурдистская драма Йоргоса Лантимоса, который позже снимет «Лобстера», «Убийство священного оленя» и «Фаворитку». Вильнёв описывал это кино так: «Безумие в «Клыке» — одна из самых освежающей вещей, что я видел в последнее время. Лантимос, вероятно, один из самых интересных режиссёров нашего времени. Мне до сих пор смешно от сумасшедших взрослых людей, которые бегают по саду и пытаются поймать самолёты, потому что отец убедил их, что это падающие с неба фрукты». «Клык» рассказывает о семье, в которой дети всю жизнь воспитывались за высоким забором и никогда не видели мира вокруг: они называют вещи неправильно, потому что так им сказали родители, и ждут, пока у них наконец выпадет правый клык. Только тогда они смогут выйти в цивилизацию.
Вильнёв явно неравнодушен к концептуальным драмам — «Догвилль» Ларса фон Триера тоже нашёл себе место в его перечне лучших картин XXI века. Это фильм о Грейс Маллиган (её играет Николь Кидман), девушке, которая, сбежав от мафии, скрылась в маленьком и на первый взгляд очень мирном городке. Вот только поначалу добродушные соседи вскоре начинают пользоваться героиней — ведь жаловаться ей некому. Мрачную историю фон Триер разыгрывает в подчёркнуто театральной обстановке: вместо дверей и стен — расчерченные на полу линии. Всё как на ладони, хотя в мире героев все сидят в закрытых помещениях. «Идея сделать декорации без стен, чтобы показать трусость общества, — гениальная», — писал о фильме Вильнёв.
Мы не стали включать в список классику научной фантастики вроде «Космической одиссеи» и «Бегущего по лезвию» — потому что их влияние на Вильнёва не так очевидно. Но мы не могли не упомянуть ранний шедевр Стивена Спилберга, поэтичное кино о контакте людей с инопланетным разумом, которое когда-то снесло голову маленькому Вильнёву. Канадский режиссёр вообще считает Спилберга гениальным постановщиком и своей «первой кинематографической любовью», говоря, что с его фильмами у него связан не один «большой артистический шок»: поразили Дени и «Челюсти», и, скажем, «Инопланетянин». А тот факт, что в «Близких контактах третьей степени» одну из главных ролей сыграл Франсуа Трюффо, открыл Вильнёву дверь в Новую французскую волну, о которой он прежде особенно и не слышал.
Ещё один любимчик Вильнёва, который часто вызывает споры среди зрителей. Это неспешное кино о гуманоидной инопланетянке с лицом Скарлетт Йоханссон, которая ловит на трассе дальнобойщиков и перерабатывает их тела, чтобы питать свою родную планету, действительно найдёт отклик не у каждого смотрящего. Других, впрочем, её тягучая медитативность и великий саундтрек Мики Ливая наверняка поразят, как и Вильнёва. Он писал, что кадр с Йоханссон, стоящей посреди «бассейна темноты», остаётся для него одним из самых запоминающихся во всём современном кино.
Поспорить с Джонатаном Глейзером в этом плане может только криминальный триллер Жака Одиара: Вильнёв писал, что сцена с убийством оленя машиной, снятая в слоу-мо, — «один из самых мощных кадров десятилетия». Но и кроме впечатляющих образов в «Пророке» есть что найти. Драма 19-летнего заключённого, который закаляется в тюрьме, выполняя ряд опасных кровавых заданий, — возможно, один из самых сильных и тонких фильмов, посвящённых психологии преступника. Не зря картина взяла Гран-при Каннского фестиваля и номинировалась на «Оскар» как лучшее кино на иностранном языке.
Взаимная симпатия Вильнёва и Нолана — давно уже не новость. Кинематографисты не раз признавались в любви к работам друг друга: совсем недавно, например, по очереди хвалили «Довод» и «Дюну». А на «Дюнкерк» Дени нашёл время, даже несмотря на то, что в этот момент активно занимался монтажом «Бегущего по лезвию 2049». И не пожалел. Нолан, говорит он, «впечатляющий режиссёр, потому что ему удаётся сохранить свою идентичность и создать собственную вселенную в таких больших масштабах. Сейчас это редкость. С каждым фильмом, который он делает, я уважаю его работу всё сильнее».