![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
5 ноября Тильде Суинтон исполняется 60 лет. «Неземная», «инопланетная», «космическая» — так чаще всего зрители характеризуют лауреатку «Оскара» и её многочисленные образы.
5 ноября Тильде Суинтон исполняется 60 лет. «Неземная», «инопланетная», «космическая» — так чаще всего зрители характеризуют лауреатку «Оскара» и её многочисленные образы.
Сама Тильда не раз признавалась: актрисой она себя не считает, ведь в кино для неё гораздо более важен постоянный поиск личности человека, её изменчивость. В честь юбилея рассказываем о малознакомых работах в её карьере, на которые стоит обратить внимание.
Сотрудничество Суинтон с Джарменом длилось семь фильмов, однако старт её творчеству дал именно «Караваджо» — дебютная работа актрисы в кино. Лента исследует творчество художника эпохи барокко во фрагментарной манере и без принадлежности одному конкретному времени (в фильм вплетены сцены из бара с электрическим освещением, курение сигарет, калькуляторы, печатные машинки). Суинтон исполняет роль Лены, подруги Караваджо и уличного бойца Рануччио (дебют Шона Бина). Любовный треугольник приводит к закономерно трагической концовке. «Караваджо» получил второй по значимости приз Берлинского кинофестиваля, «Серебряный медведь».
Ещё один фильм Джармена с куда более расширенным появлением Суинтон — за него она получила Кубок Вольпи на Венецианском кинофестивале как лучшая актриса. Тильда воплотила на экране королеву Изабеллу, французскую супругу короля Эдуарда. Джармен продолжает исследовать пересекающиеся течения истории и вымысла, усиленно наделяет персонажей чертами современников, путешествует сквозь стили и эпохи (Тильда продолжит этот анализ в самой известной своей работе, «Орландо» 1992 года).
Психологический триллер-драма об успешной адвокатке Еве, чья личная жизнь далека от идеальной. Женщина находится в постоянном поиске сексуального удовлетворения, экспериментируя не только с мужчинами, но и с женщинами. Ещё одна смелая работа Суинтон, в которой компенсация за несчастливое детство происходит при максимальной незащищённости героини, при этом постановщица и сама артистка успевают беспощадно и надрывно препарировать отношения внутри семьи.
Многолетнее сотрудничество Суинтон с Гуаданьино («Суспирия», «Зови меня своим именем») началось с криминального «кино о кино». В «Протагонистах» съёмочная группа из Италии решает воспроизвести реальное убийство, произошедшее в 1994 году. Два привилегированных подростка притворяются спецназовцами и на одной из улиц Лондона убивают прохожего. Критики порывов начинающего режиссёра не оценили, однако развитию тандема с Тильдой это не помешало: спустя десять лет выйдет номинированная на «Оскар» драма «Я — это любовь», где муза постановщика сыграет светскую даму из России, изменяющую мужу.
Неспешный инди-триллер о матери-одиночке, которая оказывается втянута в криминальную схему из-за несовершеннолетнего сына и его любовника. Суинтон с безупречной степенностью и чувственностью раскрывает все стадии своего персонажа — от отрицания происходящего до принятия ситуации и решительности. В результате Суинтон становится всё более заметной на голливудской арене и получает первую номинацию на «Золотой глобус».
Ещё одно исследование сексуальности в фильмографии актрисы. Сразу четыре роли Суинтон в фантастическо-феминистической драме «Техносекс» прошли почти незамеченными. По сюжету для поддержания искусственной жизни в будущем генетик Розетта создаёт специальный аппарат и дублирует с его помощью свою ДНК. На свет появляются три женщины-киборга, которым необходимо восполнить баланс спермы — только вот из-за необъяснимой болезни все мужчины на земле почти лишены половых функций. Второй опыт сотрудничества Тильды с режиссёркой Хершман-Лисон после «Зачатия Ады» 1997-го.
Режиссерский дебют Дэвида МакКензи («Любой ценой», «Король вне закона»). Действие «Адама» происходит в 1950-х годах в Шотландии, где разворачивается скандальный и обречённый роман между бродягой (Юэн МакГрегор) и женой диспетчера (Суинтон). На Западе ленте был присвоен рейтинг NC-17 из-за натуралистических сцен секса, изнасилования и побоев. Тильда же доказала кинематографистам, что для нее не существует сложных ролей.
В этой независимой драме Тильда играет судебного психолога Лидию, столкнувшуюся с дилеммой: она решается помочь школьнице, которую обвиняют в убийстве собственного новорождённого ребёнка. Ситуация осложнена тем фактом, что сама Лидия также находится в положении. Картина получила приз за лучшую сценарную работу на фестивале «Сандэнс», а критикам настолько полюбился фильм, что его рейтинг на Rotten Tomatoes до сих пор удерживает 90% одобрения профессионалов.
Неожиданное расширение европейского опыта Суинтон было продолжено в фильме венгерского классика Белы Тарра. «Человек из Лондона» был окружён всевозможными неудачами, включая самоубийство одного из продюсеров и постоянную нехватку финансов. Фильм основан на одноимённом романе Жоржа Сименона и пропитан «хичкоковской» клаустрфобической безысходностью: главный герой работает стрелочником на станции и становится свидетелем убийства (Суинтон играет его жену). Традиционный «тарровский» нарратив поиска человека и его вины, совмещённый с отсылками к Достоевскому и эстетически выверенными длинными планами, — одновременно завлекающий как синефилов, так и поклонников популистского жанра.
Наречённая рецензентами одной из наиболее отчаянных и криминально недооценённых работ Суинтон «Джулия» повествует об алкоголичке без особой цели в жизни, которая соглашается на похищение сына крупного медиамагната за миллионный выкуп. Всё мгновенно идёт не по плану, и героиня пускается в бега, постепенно сближаясь с неродным ребёнком. На протяжении всех двух с половиной часов камера неотрывно следует за Тильдой, чуть ли не врастая в её оболочку, позволяя занять каждый сантиметр экрана. Нетипичная и в буквальном смысле оглушительная роль в прилежном фильме, вдохновлённом творчеством Джона Кассаветиса («Глорией» в частности).
Едва заметное, но оттого ещё более запоминающееся камео в «Девушке без комплексов» ставит точку в разговоре о многогранности Тильды Суинтон. Главную, полуавтобиографическую роль в комедии сыграла Эми Шумер; Суинтон изобразила её начальницу, главреда издания о моде и светской жизни. За десять секунд она наносит несколько гомерических панчей (среди них: трактат о влиянии чеснока на вкус спермы и гомофобные заголовки) и удаляется так же стремительно, как и появилась. На вручении карьерной премии Gotham Awards в 2014 году Шумер описала Суинтон как «настоящую, самоотверженную, ту, с которой легко можно пить шотландский виски до потери сознания». Что-то подсказывает: на экране мы видели всего лишь несколько фрагментов Тильды — переменчивой идентичности, чьё каждое появление событийно, а количество масок на андрогинном лице занимает не одну полку.