За последние 10 лет отечественная индустрия подарила зрителям несколько заметных детективных сериалов. Жанр у нас, быть может, и не переживает долгожданного возрождения, но точно к нему подбирается. Причудливые сюжеты на грани западной и российской ментальности с каждой серией приковывают к экранам всё больше людей, и развитие стриминг-сервисов этому лишь способствует. Рассказываем о главных проектах, на которые вам стоит обратить внимание.
Нашумевший ТВ-проект, спродюсированный Александром Цекало и срежиссированный Юрием Быковым. В центре сюжета таинственный следователь Родион Меглин (Константин Хабенский) с особым методом поиска маньяков и его напарница Есеня (Паулина Андреева), тяжело пережившая убийство матери. Их синергия становится своего рода взаимной психотерапией, которая способствует избавлению от душевных травм и комплексов. Идя по следам Праздничного убийцы, они натыкаются на одиозных психопатов из российских провинций и открывают новые грани человеческой жестокости.
Во многом американизированный и крайне гипертрофированный, но при этом не теряющий связи с отечественной действительностью, «Метод» становится одним из любопытнейших детективов нового времени. Рефлексия о судьбе захолустной России плавно переходит в типичные нуарные конфликты травмированной личности и общечеловеческие вопросы морали. А непривычный для телевидения рейтинг 18+ с сопутствующим ему насилием лишь подчеркивает и без того выпяченную жанровую составляющую, которая превращает сериал чуть ли не в эксплотейшн.
Цекало — один из двигателей современных жанровых сериалов в России. До успеха «Метода» он успел отметиться другим заметным проектом — фантастическим детективом «Обратная сторона Луны»; формально ремейком британской «Жизни на Марсе», хотя на деле произведением небывало уникальным. Да, концепт действительно позаимствован: в нашей версии следователь (Павел Деревянко) преследует опасного преступника и таинственным образом попадает в прошлое, в тело отца. Путешествие во времени оборачивается знакомством со старой эпохой, конфликтом нравов и вопросами связи России с СССР. Перформанс Деревянко, сыгравшего человека XXI века в декорациях живой архаики, — дарит нам одного из ярчайших героев в современных отечественных детективах.
Преображать жанр начали и стриминговые сервисы, где цензурных рамок гораздо меньше, а возможности для самовыражения, соответственно, больше. Во время одного из рейдов следователи находят таинственный эфир, где маньяк в балахоне режет юную девушку. Эта одиозная снафф-запись впутывает их в опасное дело и знакомит с теневой жизнью большого города, с которой они никогда не сталкивались. Наркотики, сатанинские ритуалы и домашнее насилие — всё это обрушится на стражей порядка, если они продолжат выслеживать психопата.
Рафинированный жанровый сериал с режущим глаза неоном и вызывающим плейлистом. Проект, где все общаются пафосными киношными фразочками, депрессивные копы решают моральные проблемы, а дела в самый неожиданный момент забирают федералы — согласитесь, не очень походит на описание отечественного шоу. С другой стороны, «Водоворот» им, кажется, и не пытается быть. Вся его гиперболизированность, пышность — следствие подражания неонуарам и полицейским драмам, которые хотят рассказать не только о поиске убийц, но и о внутреннем противоборстве парней в форме. Выходит неоднозначно, но по крайней мере дискуссионно.
Другой пример сериала со стримингов — «Мёртвое озеро» от Premier. Противоречивый детективный триллер Романа Прыгунова с закосом под «Твин Пикс» и скандинавские мрачные проекты, который скачет от эзотерики к рационализму и не стыдится абсурдистских поворотов. Когда дочь олигарха из захолустного морозного Чангадана находят мёртвой, на помощь зовут московского детектива Покровского с суицидальными наклонностями (Евгений Цыганов). С каждым днём его расследования тайны провинциального городка всплывают на поверхность, и место, которое раньше казалось по-своему обаятельным, превращается в жуткое скопище взяточников, убийц и обманщиков. Шаманы, мистика и грустные копы прилагаются.
Ещё один телевизионный сериал (к тому же снова от Первого канала) — не такой известный и высоко оценённый публикой, как предыдущие, но безусловно занимательный как явление. В 1961 году в вымышленный городок Струнёво, находящийся в сотне километров от Москвы, прибывает оперативник Родион Стоцкий (Пётр Фёдоров). Пытаясь расследовать странную гибель местного школьного учителя, сгоревшего заживо, он вступает в конфликт с организованной преступностью. Симпатичный портрет 60-х с харизматичными исполнителями ролей — достаточно академичный, чтобы понравиться более-менее всем, но недостаточно самобытный в контексте жанра. Для любителей даже припасён сиквел о новых злоключениях Стоцкого и теневой преступности СССР — «Гурзуф».