Вот уже неделю в отечественном прокате идет «Форсаж 9» — новая часть популярной серии о любителях быстрой езды, которым пришлось переквалифицироваться в спасителей мира. Пока одни воротят нос от франшизы и закатывают глаза из-за якобы отсутствия логики и базовых законов физики, другие наслаждаются новым блокбастером и уже гадают, чем будет удивлять юбилейная десятая часть.
Мы, очевидно, относим себя ко вторым, поэтому объясняем, почему «Форсаж» еще не скоро уедет в закат.
Смешно сейчас вспоминать, что «Форсаж» начался со среднебюджетного криминального боевика о полицейском под прикрытием, который пытается поймать банду гонщиков, крадущих бытовую технику. За последующие 20 лет серия эволюционировала в один из самых масштабных блокбастеров нашего времени — этого удалось достичь только благодаря тому, что создатели не стоят на месте и активно экспериментируют с серией. Серия уже успела заехать в такие жанры, как бадди-муви («Форсаж 2»), фильм-ограбление («Форсаж 5»), криминальная драма о преследовании («Форсаж 6») и мести («Форсаж 7»), а теперь спокойно заступила на территорию «бондианы» и серии «Миссия невыполнима»: новая часть — новое спасение мира («Форсаж 8» и «Форсаж 9»). Это нежелание воспроизводить на экране знакомую формулу окончательно развязало создателям серии руки: теперь «Форсаж» — это универсальная франшиза, которая может быть чем угодно. Главное, чтобы в ней были быстрые тачки. Раньше с ними шли красивые девушки и бытовая философия о первостепенности семьи, но в последнем фильме от них было решено отказаться.
Критика серии из-за того, что здесь уже напрочь убита логика и не действуют законы физики, верна лишь наполовину. Это побочный эффект от того, что «Форсаж» с каждой новой частью повышает планку безумия: после того как Доминик и Брайан разъезжали по Рио с прицепленным сейфом, путь назад к уличным гонкам навсегда закрылся. В шестой части был гоночный болид, переворачивающий машины, в седьмой герои перелетали с одного небоскреба на другой, в восьмой убегали от боеголовки, а в девятой вообще улетели в космос (буквально). Создатели «Форсажа» наконец-то перестали беспокоиться о сюжете — они превратили серию в торжество каскадерского ремесла и место, где зрелищность всегда будет важнее логики. Вообще это, возможно, единственная голливудская франшиза, которая может позволить себе такое безрассудство. Смело, но оправданно: вряд ли кто-то идет на новую часть в кинотеатр, думая о лоре франшизы и рассуждая о том, как на самом деле выжил вроде бы мертвый герой. Нет, все идут на просмотр только с одной мыслью: какую безумную идею они воплотят в этот раз?
После релиза «Форсажа 8» Мишель Родригес призналась, что готова покинуть франшизу, если в новой части создатели не проработают женских персонажей. Благо, ее услышали, поэтому в «Форсаже 9» был добавлен отдельный эпизод, в котором героини Родригес и Джорданы Брюстер отправляются в Токио, без мужской помощи расправляются с толпой противников и находят цель. С женщинами в «Форсаже 9» вообще все хорошо: главные героини умело водят тачки и мотоциклы, дерутся и на равных спасают мир, а статисток теперь не снимают в бикини сзади, подчеркивая их фигуры. Создатели франшизы не боятся адаптироваться и соответствовать стандартам новой этики — причем делают они это настолько умело, искренне и без лишней показушности, свойственной Голливуду, что даже возможный спин-офф «Форсажа» с женщинами в главных ролях уже все больше похож на правду.
Создатели серии дорожат своими героями настолько, что готовы воскрешать любых убитых персонажей, но в то же время они постоянно привлекают во франшизу звезд первой величины. В «Форсаже» уже задействованы не только главные звезды блокбастеров прошлого десятилетия вроде Дуэйна Джонсона и Джейсона Стэйтема, но и такие талантливые актеры, как Шарлиз Терон, Идрис Эльба, Ванесса Кирби и Хелен Миррен. Участие в «Форсаже» — это уже давно не съемка в мелкой криминальной драме, а участие в самой успешной франшизе Universal. Так что последующие фильмы серии заставляют задуматься не только над тем, куда герои отправятся дальше (космос вычеркиваем), но и о том, какая голливудская знаменитость будет в числе этих безумцев.
В нынешних пандемийных и постпандемийных условиях становится страшно за кассовые успехи «бондианы» и «Миссия невыполнима» — две близкие «Форсажу» серии. Без шуток, теперь, например, интересно, а сможет ли перенесенный трижды фильм «Не время умирать» вообще переступить порог в 500 миллионов долларов? К «Форсажу», как ни странно, такие опасения неприменимы: фильмы о приключениях Доминика и компании всегда будут пользоваться популярностью у зрителей. Неслучайно ведь «Форсаж 9» сейчас возвращает зрителей в кинотеатры — они соскучились по просто веселым и нелепым блокбастерам, которые не созданы для домашнего просмотра. Можно хоть сколько их критиковать за «неправильный» выбор, но пора признать, что среди всех кассовых хитов, которые делают ставку на формулу «весело + глупо», «Форсаж» — лучший.