
Эпичный конец сталкера-книголюба Джо Голдберга.
Осторожно, в тексте есть незначительные спойлеры!
Романтический триллер «Ты», снятый по одноименному роману Кэролайн Кэпнес, принадлежит к редкому типу сериалов, которые прошли большой путь от локального кабельного канала Lifetime до колыбели современных стримингов Netflix. Созданное Грегом Берланти («Бухта Доусона») и Сарой Гэмбл («Волшебники») шоу росло и развивалось вместе с протагонистом — одержимым молодыми девушками маньяком Джо Голдбергом, чьи криминальные и любовные похождения давно вышли за рамки литературного оригинала. К пятому и финальному сезону творческую команду «Ты» покинули оба шоураннера, им на смену пришли исполнительные продюсеры сериала Майкл Фоли («Как избежать наказания за убийство») и Джастин В. Ло («Гламур»). Несмотря на опасения зрителей, столь глобальные перемены никак не сказались на качестве шоу. Джо Голдберг все так же термоядерно сексуален и ревнив. Впрочем, от наказания ему уже не уйти.
С момента событий четвертого сезона проходит три года. Джо Голдберг (Пенн Беджли) и его супруга Кейт Локвуд (Шарлотта Ричи) возвращаются в Нью-Йорк, берут опеку над маленьким Генри (Фрэнки ДеМайо) и начинают творить «добрые дела». Кейт отдает большую часть денег отцовской компании на благотворительность, что не очень нравится остальным членам правящего совета. В особенности ее сестрам-близняшкам Рэймонд и Мэдди (Анна Кэмп), а также дяде Бобу (Майкл Депси). Когда семейство Локвудов прибегает к шантажу, угрожая разрушить карьеру Кейт и забрать ее место в компании, в дело вмешивается Джо, который слишком долго держал своего «внутреннего монстра» на привязи. Ситуацию ухудшает знакомство маньяка с молодой писательницей Бронте (Мадлен Брюэр), пробравшейся в его книжный магазин. Джо вновь оказывается в плену разрушительной любовной одержимости.
В четвертом сезоне «Ты» возмужавший Джо Голдберг вынужденно перебирается в Лондон, устраивается работать преподавателем литературы в элитный колледж и строго-настрого запрещает себе убивать… до поры до времени. Создатели помещают протагониста внутрь классического детектива в стиле Агаты Кристи. Джо сталкивается с маньяком куда более устрашающим, чем он сам, и неожиданно для всех предпочитает занять сторону справедливости. Однако все хорошее рано или поздно заканчивается, «внутренний монстр» жаждет крови, а блудный сын возвращается на родину.
Новые шоураннеры «Ты» уводят маньяка с пути перевоспитания, предлагая зрителям очередную порцию криминальных хроник. В финальной главе «Ты» Джо Голдберг вернулся на круги своя — общая закольцованность сезона ощущается не только в арке персонажа, но и в магистральной сюжетной линии. Главный герой вновь оказывается в Нью-Йорке; в злополучном книжном магазине Mooney's, где погубил не один десяток человек; влюбляется в молодую писательницу Бронте, эфемерно связанную с его пассией Бек (Элизабет Лэйл) из первого сезона. Возвращение «Ты» к истокам можно с легкостью принять за очевидный кризис идей — сценаристы и правда неоднократно прибегают к самоповторам, отчего мысли и поступки оказавшегося в моральном тупике Джо кажутся все более деградирующими. В конечном счете становится понятно, что цель создателей — развенчать красивую картинку токсичной маскулинности, в которую так надежно и крепко был упакован их главный герой. Джо — самый опасный тип психопата, он не просто прячется под ликом рыцаря в сверкающих доспехах, но и искренне верит в созданный образ. Подарить прощение такому персонажу все равно что подписать смертный приговор всему движению #MeToo, которое во многом стало отправной точкой для появления «Ты».
Впрочем, фемоптика — далеко не единственная примета социальной вовлеченности шоу. В четвертом сезоне «Ты», снятом в актуальном нынче жанре whodunnit, прослеживалась критика капитализма в духе eat the rich, финал сериала также не стал исключением. В пятом сезоне создатели прошлись по всеобщей одержимости тру-краймами, столкнув Джо Голдберга с тик-токерами, которые ничуть не уступают, а то и превосходят его мастерстве кибер-сталкинга. Еще одной важной темой становится вирусная популярность, благодаря ей герой оказывается объектом суда не юридического, а народного. В мире, где государство остается безучастным, а полиция закрывает глаза на неудобные факты, единственным мерилом справедливости являются сами зрители, которые, впрочем, до последнего сезона были скорее «за», чем «против» обаяшки Джо Голдберга.
И все же главным рычагом давления «Ты» вновь становится культура отмены. Разоблачение романтического абьюзера происходит поэтапно, при участии всех «бывших» и «настоящих», мужское достоинство оказывается задето в образном и буквальном смысле. А сам Джо Голдберг наконец-то получает долгожданное возмездие.
Полагаю, шоу такого типа следует делать в форме антологии, чтобы в каждом сезоне были новые убийцы/жертвы, объединенные общей идеей: сталкерство, манипуляции, эмоциональный абьюз.
К третьему сезону смотреть на Джо уже просто скучно, одни и те же психопатические черты раскрываются похожими паттерн...ами, и ничего принциптально нового не происходит. Можно было, конечно, досмотреть из принципа, но я не стал