Мы привыкли к бесконечным ремейкам классических фильмов и европейских хитов, которые англоязычные зрители не могут посмотреть с субтитрами. Однако иногда происходит интересная ситуация: ремейки снимают режиссеры оригинальных фильмов — порой это просто покадровая пересъемка оригинала, но бывает и настоящее переосмысление старой идеи с попыткой расширить ее.
Вспомнили 6 режиссеров, которые пересняли собственные фильмы.
Оригинал: Проклятие, 2000
Ремейк: Проклятие, 2004
После успешного ремейка хоррора «Звонок» в США решили переснять других успешных представителей жанра из Японии — как раз под руку попало «Проклятие» Такаси Симидзу. Однако была одна загвоздка — создатель успешной франшизы не хотел терять на нее права, поэтому, как истинный монополист, согласился на американскую версию «Проклятия» только при условии, что сам сядет в режиссерское кресло. К тому моменты Симидзу снял обе части «Проклятия», а потом их японские ремейки — к англоязычным версиям он подходил, что называется, изучив тему вдоль и поперек, поэтому в США он создал три части, каждая из которых стала кассовым хитом.
2.
Оригинал: Забавные игры, 1997
Ремейк: Забавные игры, 2007
В фильмографии великого австрийского режиссера Михаэля Ханеке есть один постыдный пункт — покадровый ремейк «Забавных игр», снятый для более широкой аудитории. Это история о двух подростках, которые ради развлечения берут в заложники семью из трех человек и заставляют их играть в игру на выживание. Казалось бы, завязка обычного триллера, но Ханеке уходит в метакино: один из подростков осознает, что он в фильме, постоянно ломая четвертую стену, другой вслух произносит законы жанра. Они постоянно играют с ожиданиями зрителей, которые, очевидно, хотят спасения невинной семьи.
Ирония в том, что оригинальный фильм был, как признается автор, абсолютно бессмысленным, но с важным сообщением, критикующим жестокость и насилие в медиа. Можно при желании назвать это метаиронией под стать фильму, но смысла в этом точно не будет. К тому же участие известных актеров, вроде Наоми Уоттс, Майкла Питта и Тима Рота, не помогло фильму даже отбить производственный бюджет.
Оригинал:
Ремейк: Человек, который слишком много знал, 1955
Врач с женой и ребенком приезжает на курорт к другу — последнего убивают, но перед смертью он рассказывает герою страшную тайну: скоро состоится покушение на известного политика. Теперь за ним охотятся неизвестные, а ребенка берут в плен. Между британской и американской версиями фильма разница в 40 минут и несколько косметических изменений: курорт в Альпах заменили на Марокко, а дочь — на сына.
Когда во время серии известных интервью между Франсуа Трюффо и Альфредом Хичкоком француз спросил о ремейке «Человека, который слишком много знал», американец ответил, что предпочитает американскую версию. Вроде как и версия расширенная (те самые 40 минут), и сам Хичкок в тот момент уже был «мастером, а не любителем». Охотно верим, а вот настоящие фанаты режиссера до сих пор спорят и сравнивают фильмы.
Оригинал: Исчезновение, 1988
Ремейк: Исчезновение, 1993
Один из самых недооцененных детективов в истории европейского кино — нидерландское «Исчезновение» Джорджа Слейзера. В отличие от большинства представителей жанра, Слейзер уходит в whydunit — поджанр детектива, который сосредоточен на мотивах убийцы, а не на раскрытии его личности. Фильм посвящен поискам молодой девушки, бесследно исчезнувшей в супермаркете, — после трех лет поисков ее партнер получает загадочное сообщение от предполагаемого похитителя. Тот не хочет рассказывать, что произошло с девушкой, но предлагает герою «пройти ее путь». В США фильм вышел с измененной сюжетной структурой — историю похитителя Слейзер раскрывает сразу, а после этого шокирует зрителя ненужной жестокостью.
Оригинал: История Дика Диглера
Ремейк: Ночи в стиле Бугги
Переснять свой короткометражный фильм в формате полного метра — чуть ли не традиция для американских режиссеров независимого кино. Так делали Уэс Андерсон, Тим Бертон, Шон Кристенсен, Майк Джадж и другие. Собственно, в этом списке есть и Пол Томас Андерсон.
В 1987-м, когда режиссеру было 17, он снял на любительскую камеру мокьюментари «История Дирка Дигглера» про взлет и падение порноактера. Вдохновленный порноиндустрией 1970-1980-х и комедией «Это — Spinal Tap» фильм был смонтирован Андерсоном на домашнем плеере. Через 10 лет он снял новую версию этой истории со звездами первой величины и закрепил за собой статус одного из самых амбициозных американских режиссеров своего поколения.
6. Майкл Манн
Оригинал: Сделано в Лос-Анджелесе
Ремейк: Схватка
«Схватка» Майкла Манна — одна из лучших криминальных драм в истории кино и одна из немногих коллабораций Аль Пачино и Роберта Де Ниро. Возраст фильма близится к 25 годам, и с каждым годом становится очевиднее, что близкий к культовому статус фильм полностью оправдывает. Однако немногие знают, что фильма могло не быть. Точнее, история лос-анджелесского детектива Винсента Ханны и преступника Ника МакКоли могла остаться в анналах в форме расширенного пилота для NBC. Его Манн снял в 1989 году и с тех пор обдумывал, как можно улучшить фильм — после успеха «Последнего из могикан» он отказался от байопика Джеймса Дина и нашел финансирование для «Схватки». Как показало время, он не прогадал.