В конце июня состоялся релиз третьего и финального сезона «Тьмы» — немецкого сериала о тайнах маленького городка, путешествиях во времени и апокалипсисе, который стал внезапным хитом Netflix. Для фанатов, которые пытаются найти похожие проекты, но устали встречать в рекомендациях только «Очень странные дела», мы выбрали 7 отличных фильмов и сериалов: о временных парадоксах, двойниках и ожидании катастрофы.
Еще один европейский сериал от Netflix — история о двух братьях-подростках, которые из-за работы матери возвращаются в Эдду, небольшой городок в норвежской глуши. Тот, очевидно, полон секретов, а негласно руководит им богатое семейство Ютулов, которому принадлежит и проблемный местный химзавод, губящий окружающую среду. Экоактивисты втягивают в борьбу с промышленным загрязнением братьев, а те узнают о себе страшный секрет: скорее всего, они — реинкарнация древних богов Тора и Локи, которым предстоит спасти город от надвигающегося Рагнарека.
Если сюжет в «Тьме» выстроен вокруг местной атомной электростанции, то катализатором катастрофы в норвежском сериале выступает глобальное потепление, а тщательно придуманную концепцию с пророчествами о путешествиях во времени заменяет скандинавская мифология. «Рагнарек», как и «Тьма», разбавляет напряженное ожидание апокалипсиса бытовой драмой, расследованиями, школьными страстями с харизматичными персонажами, за которыми хочется следить. Netflix уже продлил сериал на второй сезон, но пока неизвестно, когда он выйдет.
Обычный берлинский клерк Говард узнает, что на самом деле работает в организации, которая охраняет переход в другое измерение — в авторитарную версию Берлина под названием «Прайм», в которой когда-то случилась страшная пандемия, убившая 7% населения. Он узнает, что переходы между мирами — частое явление, но однажды в «Прайм»-версию Берлина прибывает выслеживающий серийного убийцу оперативник, который выглядит как Говард. Это его двойник. В конце второго сезона создатели «Тьмы» выходят за рамки обычных путешествий во времени и знакомят зрителя с альтернативным миром. Проживший лишь два сезона сериал «Двойник» позволит углубиться в необычный концепт — это оригинальная смесь научной фантастики и шпионской драмы времен холодной войны о двух параллельных мирах, которые связаны не только местом действия, но и последствиями поступков персонажей и их двойников.
Закрытый в прошлом году сериал Netflix «ОА» был одним из самых необычных сериалов прошлого десятилетия и редким в наши дни авторским проектом, который был вдохновлен творчеством Дэвида Линча и не подстраивался под вкусы массового зрителя. Если создатели «Тьмы» презентовали цельный и заранее продуманный проект, то создатели «ОА», напротив, не боялись трансформировать свое детище от сезона к сезону и экспериментировать с жанрами. Первый сезон был снят как скромное — серое и невзрачное — американское независимое кино про пропавшую слепую девушку, которая вернулась прозревшей, второй — как дорогостоящая и наполненная неоновым светом научная фантастика и детектив об альтернативных вселенных. К сожалению, Netflix закрыл «ОА» раньше времени, но это не помешает зрителям понять размах комплексной истории и оригинальную мифологию сериала по двум вышедшим сезонам.
«Тьма» начинается как детективный сериал о поисках пропавших подростков и бытовая драма о последствиях их пропажи — зрителю показывают, как семья живет в подвешенном состоянии: герои не теряют надежды, что ребенок будет найден, но в то же время готовятся к худшему и заранее пытаются справиться с возможной утратой. Именно этому посвящена недооцененная британская антология «Пропавший без вести» о расследовании пропаж детей. Правда, сериал лишен научно-фантастических элементов — это очень мрачная смесь детектива и драмы, где на первый план выведены отношения потрясенных людей, которые одновременно пытаются сделать следующий шаг, но в то же время не хотят отпускать прошлое и хватаются за каждую улику, доказывающую, что их ребенок жив.
Режиссер «Последних Джедаев» и «Достать ножи» Райан Джонсон в начале прошлого десятилетия ушел от реалистичных драм в сторону научной фантастики и снял фильм о противостоянии героя с самим собой из будущего. «Петля времени» рассказывает историю о будущем, в котором машину времени используют в криминальных целях — ненужных людей отправляют с ее помощью в прошлое, в котором специальный человек, так называемый лупер, убивает цель и избавляется от тела. Однажды один из таких луперов по имени Джо понимает, что должен убить самого себя из будущего. Фатализм как раз является одной из основных тем «Тьмы», в которой главному герою, Йонасу, предстоит помешать планам Адама, будущей версии самого себя. В истории о парадоксе петли времени и противостоянии с самим собой Райан Джонсон допускает несколько логических ошибок, но все равно находит оригинальное решение, как остановить самого себя.
Американец Шейн Каррут снимает преступно редко, но каждый из двух его фильмов можно считать культовым — их постоянно пересматривают и обсуждают, но не рискуют интерпретировать, потому что набор заложенных в фильмы идей не так важен, как опыт и эмоции, которые зритель получает во время просмотра. Его дебютный фильм «Детонатор» посвящен парадоксам и этическим проблемам, возникающими у двух инженеров, которые случайно создают машину времени и начинают использовать ее в личных целях. В отличие от большинства картин о путешествиях во времени, Каррут не пытается упростить для массового зрителя ни механику путешествий, ни сложную физико-математическую терминологию — в принципе, схожий подход выбрали создатели «Тьмы». Многие зрители как раз критиковали их за чрезмерную сложность и перегруженность логической конструкции сюжета.
Еще один фильм о парадоксах и этических проблемах, возникающих у путешественников во времени, — в этот раз о парадоксе предопределения, когда путешественник становится участником событий, которые пытался предотвратить. «Патруль времени» — скромный австралийский блокбастер о специальных людях, которые с помощью машины времени перемещаются в прошлое и исправляют самые страшные события и катастрофы в истории человечества. «Парадокс предопределения» становится важной частью немецкого сериала — его герои знают финал истории, но все равно пытаются бороться с тем, что предопределено, не понимая, что тем самым лишь направляют события в нужное русло.