В прокат как нельзя кстати выходит отечественный трагифарс «Сдохнуть нужно, чтоб вы приехали». В центре сюжета семейка, которая перед лицом грядущего апокалипсиса впервые за много лет собралась под одной крышей. Собрали несколько фильмов на все случаи жизни, где герои пытаются отсрочить или пережить конец света: от новой головоломки Кристофера Нолана до жуткого мультфильма с цитатами Фрейда и Юнга.
Фильмы Кристофера Нолана, кажется, никогда не были настолько актуальны. Угроза ядерного удара, зловещие планы по установлению мира и способность героев оборачивать события вспять (каждый раз досадно, что так не сделать в реальности) — за два часа успеваешь собрать полное злободневное «бинго». Конец света в «Доводе» оказывается не сеттингом, а саспенсовым элементом: если протагонисты не остановят русского психопата в исполнении Кеннета Браны, то планета задохнётся в радиоактивном пепле. Когда нити пространства и времени связываются в один гигантский узел, а вражеские солдаты начинают бегать задом наперёд, понимаешь, что мир бесповоротно сошёл с ума, а апокалипсис уже совсем близко.
Удивительно, но даже спустя более чем 50 лет политическая сатира Стэнли Кубрика всё ещё уморительно рифмуется с реальностью. Речи о военачальниках, которые боятся фторированной воды, разумеется, уже и быть не может, но уровень массовой истерии остался неизменен. «Доктор Стрейнджлав» — идеальный прототип завирусившегося «Не смотрите наверх», который тоже рассказывает не столько о катастрофе, сколько о безрассудных людях, допустивших её возможность. Политики, как всегда, лишь усугубляют положение, а обезумевшие милитаристы приближают жителей Земли к армагеддону. Песня Веры Линн We'll Meet Again, звучащая в финале, как бы говорит зрителю: встретимся на том же месте через десятилетия.
Монотонный и холодный голос Тильды Суинтон вещает от лица новой человеческой расы. Родная Земля стремительно разваливалась на куски, и потомками было решено отправиться на поиски нового дома. Оператор картин Дени Вильнёва Йохан Йоханнссон снял свой первый и последний фильм, основываясь на одноимённом научно-фантастическом романе Олафа Стэплонда. Как экранизировать книгу, где большая часть сюжета — описание геополитического миропорядка? Всё очень просто: в экспериментальной адаптации тон задают кадры разрушенных памятников архитектуры со всех уголков планеты. Этим решением режиссёр, с одной стороны, делает фантастические сеттинги ближе и понятнее, чем они кажутся. С другой — сближает самый пророческий жанр литературы с похоронной эпитафией: учитывая финал жизни автора (он умер от передозировки препаратов и не дожил до премьеры), это письмо прощания не только с безрадостным будущим, но и со всеми близкими.
На этом месте вполне бы могли оказаться «Дорога» или «Дитя человеческое», но фильм австралийца Дэвида Мишо чуть меньше обласкан публикой, чем его собратья по жанру. Молчаливый герой Гая Пирса едет в своём старом пикапе по выжженной пустыне будущего. Конца света в привычном понимании не случилось, но произошёл коллапс: экономика страны рухнула, и теперь немногочисленные жилые районы заселили преступники и головорезы. У мужчины угоняют автомобиль (по нынешним временам крайне ценный ресурс), но к нему в руки попадает один из неудачливых грабителей — аутичный паренёк в исполнении Роберта Паттинсона. Как и Куарон с Хиллкоутом, Мишо пытается показать, насколько легко потерять человечность в мире без морали. Особенно когда единственной связью с прошлым оказывается таинственное содержимое заржавевшего «Ровера».
Свой первый большой проект Фил Типпетт (автор эффектов для «Парка Юрского периода») разрабатывал целых 20 лет. Начитавшись Данте, Юнга и Фрейда, режиссёр начал методично продумывать сюжет и строить декорации. По сюжету безымянный психопат попадает в постапокалиптический мир, заселённый жуткими существами: чёрными человечками, живыми куклами или чудовищами с гигантскими яйцами. Проходя от одной локации к другой, герой становится свидетелем здешней безумной реальности — геноцидов, оргий и самоубийств. «Безумный бог» проводит зрителя по всем кругам ада и медленно погружает его в пучину насилия. Телесный кроненберговский ужас, мрачный психоанализ и богословские сюжеты сплетаются в одном мультфильме, который лишит вас сна на ближайший вечер.
Рэндалл и его девушка Эмили приезжают в пляжный домик родителей на выходные, но неожиданно узнают, что отец и мать пригласили погостить туда своих старых друзей, взрослую семейку Митча и Джейн. Местный апокалипсис герои встречают вчетвером: побережье окутывается таинственной дымкой, а каждый, кто вдохнёт отравленный воздух, превратится в чудовищную плотоядную амфибию. «Пляжный домик» часто сравнивали с лавкрафтовским «Дагоном», и это сравнение не красного словца ради. Молодой режиссёр Джеффри А. Браун явно вдохновлялся классической американской прозой и голливудским масштабам предпочёл вдумчивый гнетущий саспенс: в этом фильме самое страшное происходит в воображении зрителя.
После новости о том, что к Земле летит гигантский метеорит, холостяк Додж (Стив Карелл) решает воплотить мечту всей жизни. Он отправляется на поиски подруги детства, а в качестве напарницы берёт с собой соседку Пенни (Кира Найтли). Лорин Скафария написала и сняла, возможно, самый милый и оптимистичный фильм об апокалипсисе. Это не кино о том, как важно сохранить нравственность в экстремальных обстоятельствах («Ровер»), и даже не едкая сатира на современное общество («Доктор Стрейнджлав»), но оно очаровывает своей искренностью и наивностью. «Ищу друга на конец света» доносит простую, как дважды два, мысль: возможно, только перед лицом смерти мы поймём, как много красоты у нас скрывалось прямо перед носом.