Сегодня в прокат выходит «Кислота» – амбициозный режиссерский дебют актера Александра Горчилина о поколении двадцатилетних, которые пытаются найти себя
Петр Луцик за свою жизнь снял лишь один фильм – зато какой! Его «Окраину» можно смело занести в список лучших фильмов 90-х. Фильм, хоть и под завязку набит цитатами и отсылками на советское кино и нашу культуру в целом, точно фиксирует эпоху, в которую его создали. То ли сказка, то ли притча про современных богатырей, которые в одежде времен Гражданской войны отправляются разбираться с «новыми русскими» в Москву. После первых показов кино стало скандальным, а сейчас его хочется назвать уникальным – такой калейдоскоп вневременных образов не часто встретишь в отечественном кино.
Не только один из лучших дебютов в постсоветской России, но и в целом один из главных русскоязычных фильмов XXI века. «Возвращение» попало в основной конкурс Венецианского кинофестиваля и даже получило главный приз – «Золотого льва». О таком дебюте можно только мечтать. История двух братьев, в чью жизнь после долгого отсутствия вторгается отец, постоянно попадает в списки любимых российских фильмов критиков и зрителей всего мира. Кажется, фильм с годами становится только лучше, поэтому не удивляйтесь, если скоро дебют Андрея Звягинцева будут называть главным отечественным фильмом нулевых.
Валерия Гай Германика – одна из главных женщин-режиссеров в нашей стране, которая уже в 21 год начала вызывать недоумение у простого зрителя из-за неоднозначной темы. Ее первые короткометражки – документальное кино о жизни простых школьников, которые пытаются казаться старше своего реального возраста с помощью сигарет и алкоголя. Этот подростковый максимализм сначала прошелся по ранним работам, а потом полноценно перекочевал в полнометражный художественный дебют – «Все умрут, а я останусь». Кажется, 10 лет назад фильм бесил чуть ли не каждого посмотревшего, а сейчас он смотрится настолько правдиво, что его можно назвать слепком времени.
Звезда Романа Каримова зажглась после этой малобюджетной комедии о тихом парне, которые переезжает из провинциального Серпухова в Москву для лучшей жизни. Правда, жизнь в столице настолько дикая, что и люди становятся такими, поэтому каждый новый знакомый героя оказывается неадекватным. Успех дебюта, судя по всему, не дает спокойно спать Каримову – скоро он выпустит продолжение, которое, кажется, только сильнее заставит его поклонников полюбить первую часть.
Иван И. Твердовский после нескольких лет в документальном кино решил уйти в художественное, при этом прихватив с собой весь арсенал приемов. Дело оставалось за малым – вдохновившись творчеством великого и ужасного Ларса фон Триера, Твердовский снял шокирующий «Класс коррекции». Это намеренно вызывающее кино, которое часто пытается выбесить зрителя и поставить его в неудобное положение. Удивительно, но, несмотря на удачные провокации, которые нечасто встретишь в нашем кино, «Класс коррекции» больше всего запоминается своим поэтичным и светлым финалом.
Стильный дебют Александра Ханта, который сумел завоевать сердца отечественных зрителей. Роад-муви о детдомовце, который везет появившегося отца в дом престарелых, чтобы отжать его квартиру, может похвастаться не только оригинальным названием, но и стильным содержанием. Однажды кто-то назвал этот фильм внебрачным сыном Вонга Кар Вая и Квентина Тарантино, и, честно говоря, это стопроцентное попадание.
Кантемир Балагов – ученик великого Александра Сокурова и выпускник единственного набора его творческой мастерской. «Теснота» была показана в рамках Каннского кинофестиваля и получила приз ФИПРЕССИ от критиков (у фильма были шансы на главные награды, но, поговаривают, Ума Турман была категорически против). Дебют Балагова получился по-настоящему смелым: здесь провокационная тема Чеченской войны, раскрытие главной темы, вынесенной в название, сразу на нескольких уровнях, необычная для российского кино игра с цветом одежды героев, ну и, конечно то самое шокирующее снафф-видео. Согласитесь, не каждый бы рискнул на такое в первом фильме.