Грусть в современном кинематографе имеет множество разных оттенков и далеко не всегда завязана на трагедии: печальным может быть и каминг-оф-эйдж, и байопик, и мелодрама. При этом в каждом грустном фильме настроение отражено по-своему: одни режиссеры делают ставку на эмоциональные переживания главного героя, другие — задействуют тон, цвета и декорации. В нашей новой подборке вспоминаем картины с явно выраженным минорным настроением, сюжет которых так или иначе вращается вокруг женщин и женских проблем.
Новая картина Софии Копполы «Присцилла: Элвис и я» основана на одноименной автобиографической книге Присциллы Пресли, бывшей супруги короля рок-н-ролла, в которой она без прикрас рассказывает о темной стороне жизни с великим Элвисом. Для большинства людей жизнь Присциллы выглядит как сказка: будучи провинциальной 16-летней девушкой, она без оглядки влюбляется в набирающего популярность музыканта — еще не короля, но уже принца, — а затем и вовсе становится его женой. В 60-е годы прошлого века быть на месте Присциллы Пресли мечтала буквально каждая, однако далеко не все знали о том, какая боль скрывается за ширмой супружеского благополучия четы Пресли. В фильме Копполы грусть пронизывает постепенную трансформацию Присциллы (Кэйли Спэни) из ребенка во взрослую женщину, наивное очарование детства сменяется на радикальную взрослую трезвость, которая убивает мечты и оставляет лишь горькое послевкусие.
В основу фэнтезийной драмы «Мост в Терабитию» режиссера Габора Чупо легла одноименная повесть американской писательницы Кэтрин Патерсон. По сюжету двое подростков в исполнении Анны-Софии Робб и Джоша Хатчерсона придумывают свой собственный, альтернативный мир, в котором существуют настоящее волшебство и удивительные животные. Большую часть хронометража «Мост в Терабитию» мимикрирует под классическую детскую сказку, в которой детское воображение становится своего рода эскапизмом, стремлением главных героев уйти от проблем реального мира. Увы, до самого финала масштаб мрака реальности остается скрытым от обычных зрителей. Именно по этой причине эмоциональная развязка фильма пробивает на слезы. В этом плане «Мост в Терабитию» чем-то схож с культовым «Лабиринтом Фавна» Гильермо Дель Торо, только вот детище Чупо на первый взгляд кажется куда светлее и оптимистичнее.
Дебютную драму шотландки Шарлотты Уэллс «Солнце мое» можно назвать вольной автобиографией самой постановщицы. Фильм сосредоточен на обрывках ее детских воспоминаний: редких свиданий с отцом (Пол Мескаль) и памятного лета на турецком курорте, которое внезапно все изменило. По большому счету «Солнце мое» – это экранизация нескольких дней жизни некогда близких людей, которые постепенно отдаляются друг от друга. При этом Уэллс осознанно избегает прямолинейности, давая зрителям возможность не услышать, а почувствовать настроение фильма: еле уловимую депрессию отца и нарастающее напряжении дочери, которая боится ощутить себя ненужной, нелюбимой. Самая грустная часть «Солнце мое» поджидает в безмолвном финале, который говорит лучше тысячи слов и заставляет задуматься о собственном детстве.
Независимая драма «До костей» постановщицы Марти Ноксон поднимает такую непростую и, прямо скажем, не самую популярную в кино тему, как анорексия. Главная героиня фильма студентка Эллен (Лили Коллинз) постепенно теряет контроль над собственным телом и впадает в глубокую депрессию, выйти из которой ей помогают врачи специализированной клиники, а также другие пациенты, страдающие схожим заболеванием. В «До костей» глубинное внутреннее отчаяние Эллен рифмуется с общим тоном повествования — тягучим и немногословным, — а также с безжизненным цветокором фильма, который недвусмысленно намекает зрителю, что это отнюдь не история счастливого выздоровления. К своему «чудесному выздоровлению» Эллен идет долго и мучительно, на собственном примере доказывая, насколько серьезным заболеванием может стать анорексия.
Мировая премьера фильма «Фрагменты женщины» режиссера Корнеля Мундруцо прошла в рамках 77-го Венецианского кинофестиваля, по итогам которого исполнительница главной роли Ванесса Кирби получила Кубок Вольпи за лучшую женскую роль. Действие картины разворачивается вокруг пары Марты (Кирби) и Шона (Шайя ЛаБаф) — они ждут первого ребенка. Роды решают устроить на дому, для этого супруги приглашают специально обученную акушерку, чьи действия случайным образом приводят к трагедии. И несмотря на то, что ощутимая часть фильма отведена судебным тяжбам героев, «Фрагменты женщины» — это кино о проживании горя: потери, смириться с которой просто невозможно. Марта и Шон едва ли демонстрируют яркие эмоции в кадре, однако их боль можно почувствовать в кратких и важных диалогах, на которых выстраивается нарратив ленты. Мундруцо не пытается искать виноватых, и все же он делает все возможное, чтобы справедливость восторжествовала.
Еще один фильм Софии Копполы, на этот раз дебютный, от которого также веет ощущением несбывшейся мечты и утерянной невинности. В основу сюжета «Девствениц-самоубийц» легда одноименная книга Джеффри Евгенидиса. Главные героини — очаровательные сестры Лисбон — оказываются под жесточайшим гнетом авторитарных родителей. По сути, девушки растут как домашние растения: без права выходить на улицу, веселиться с друзьями, жить жизнью обычного подростка. Их печаль очевидна и понятна любому зрителю, который когда-то был ребенком и отчаянно стремился к независимости. Несмотря на трагическую развязку, назвать «Девственниц-самоубийц» мрачным фильмом не поворачивается язык. Это очень чувственная драма о взрослении и поиске свободы, цена за которую становится слишком высокой.
Психологический триллер «Глотай» от режиссера Карло Мирабелла-Дэвиса разворачивается вокруг молодой женщины по имени Хантер (Хэйли Беннетт), которая ждет своего первого ребенка. На первый взгляд ее жизнь кажется идеальной: заботливый муж (Остин Стоуэлл), дом — полная чаша, куча заботливых родственников и друзей. Проблема лишь в том, что Хантер упорно не может почувствовать счастья грядущего материнства: в попытке заглушить гнетущую тревогу она начинает глотать предметы, их размер и степень опасности растут по мере развития фильма. Несмотря на большое количество напряжения в кадре, «Глотай» — кино бесконечно грустное, вызывающее жалость и сочувствие к главной героине, находящейся в золотой клетке благополучия, под сильным давлением общественной морали. Ее селфхарм выглядит немым криком о помощи, ведь сказать открыто о своих желаниях Хантер просто не в силах.
Папа конечно, явно переживает какую-то неназванную трагедию, но ощущение от фильма лёгкое.
А вот "Девственницы-самоубийцы" - это тяжёлая артиллерия, хотя лично мне самоубийства кажутся больше метафорой подросткового бунта