В такие сложные времена нам как никогда нужна здоровая порция веселья. С ней мы к вам сегодня и пришли — и принесли фильмы, которые мало кого способны оставить без улыбки на лице.
Экранизация одноимённого романа Дугласа Адамса, светоча комедийной фантастики и человека, на чьём специфическом и ни на что не похожем чувстве юмора выросло целое поколение людей, для которых нет ничего важнее полотенца, а на все вопросы есть один ответ: 42. Фильм Гарта Дженнингса, как это часто бывает, с книгой равнять не стоит — прозу Адамса вообще нереально без потерь перенести на экран, там половина всех шуток в описаниях предметов и прочих авторских вступлениях.
Но режиссёр явно сделал всё, что мог, и снял по-своему великолепное кино, бережно переносящее дурашливую атмосферу оригинала. А ещё он очень угадал с кастом: тогда ещё неизвестный Мартин Фримен — идеальный Артур Дент, замкнутый, ленивый и трусливый землянин, для которого чашка чая важнее межгалактических приключений. А Сэм Рокуэлл, как всегда, гений: хоть он и утверждает, что на роль Завода Библброкса его взяли только потому, что «не хватило денег на Джима Керри».
Лучшая режиссёрская работа Шейна Блэка, мастера бадди-муви, автора «Смертельного оружия» и «Поцелуя навылет». В «Славных парнях» он отправляется в свой любимый Лос-Анджелес, в этот раз в стильные и цветастые 70-е, время криминального разгула, разврата и не до конца ещё угасшей хиппарской свободы. Из Рассела Кроу и Райана Гослинга получился великий актёрский дуэт: в их привычной для жанра динамике «крутого и намного менее крутого» есть особая, простите, химия, за их комичными перепалками не устаёшь смотреть даже на втором часу картины.
Все знают «Монти Пайтон» — легендарную британскую комик-труппу, без которой современная комедия выглядела бы совсем иначе. И все, конечно, помнят «Священный Грааль» — самый известный и цитируемый их полнометражный фильм. Поэтому в этот раз мы советуем именно «Житие Брайана» — часто забываемую, но не менее талантливую картину. Это абсурдная и искромётная комедия, очень смело для своих лет интерпретирующая классический новозаветный сюжет.
В версии Монти Пайтонов библейские волхвы ошиблись дверью и вместо Иисуса нарекли Мессией простого паренька Брайана совсем не божественного происхождения. Всё, что происходит дальше, — это гениальная критика не самой веры, но безоглядно и бестолково верующих, готовых пойти за кем угодно и куда угодно, если им дать на то повод. И да, финал с распятыми людьми, поющими песню «Всегда смотри на светлую сторону жизни», — один из величайших моментов в кино вообще.
Опять же самая незаметная часть трилогии «Корнетто» Эдгара Райта, но ничуть не уступающая «Зомби по имени Шон» и «Типа крутым легавым» в плане сценарной креативности. К тому же самая интроспективная из трёх: «Армагеддец» — это проникновенная история о взрослом ребёнке, отчаянно пытающемся вернуть «те самые времена», что остались в буйной юности. В других руках это вообще могло бы стать тонкой драмой о кидалтизме, но Эдгар Райт трагедию своего героя превращает в безумный фильм, резко меняющий жанр посередине: из забойной комедии превращается в сай-фай с инопланетянами, пытающими захватить Землю с помощью идеальных клонов людей.
До того как стать постоянным гостем оскаровских церемоний, Адам МакКей снимал фильмы, которые один видеоэссеист очень точно обозначил как «умные глупые комедии». Первый «Телеведущий» — вершина этого этапа карьеры постановщика. По-хорошему идиотское и при этом, что не так очевидно, идеально выверенное кино, комедийно осмысляющее быт региональных телевизионщиков — к тому же с совершенно гениальным кастом (Уилл Феррелл, Пол Радд, Стив Карелл) и ещё более гениальным эпизодом с камео.
Главный пародист Америки, автор «Молодого Франкенштейна», «Продюсеров» и «Космических яиц» Мел Брукс в 1974-м снял эту киноэпитафию классическому вестерну — расистскому, глупому и очевидно декоративному. По количеству легендарных гэгов на квадратный метр это, возможно, главная работа Брукса и уж точно самая интересно осмысляющая феномен «кино в кино». Здесь злодей посреди речи начинает рассуждать о возможной номинации на «Оскар» за роль второго плана, а в конце происходит самое буквальное разрушение четвёртой стены в истории кино. Сам Брукс играет сразу две очень смешных роли, великий Джин Уайлдер — на пике своего комедийного мастерства.
Самый простой способ «влиться» в немую комедию — это, нет, не Чаплин (слишком важное там социальное и, как следствие, временное), а фильмы Бастера Китона. Главного представителя акробатической комедии, человека, который прыгал на верёвке в водопад и без страховки спускался с крыши по шлагбауму — просто потому, что мог (Джеки Чан, кстати, позже называл именно Китона главным источником вдохновения). Ни у одного кинематографиста до или после не было и не будет того чувства визуальной комедии, что была у Китона, а «Шерлок младший», вероятно, самый наглядный тому пример.