От Брюса Ли до Джеки Чана, от Джета Ли до Донни Йена — подобрали для вас семь великолепных картин о восточных единоборствах, которые можно посмотреть в Сети прямо сейчас. Тут и безумные комедии, и исторические драмы, и даже один фильм Вонга Кар-Вая.
Последний фильм, где на одном экране встретилось легендарное трио «драконов»: Джеки Чан, Юэнь Бяо и Саммо Хунг (последний также и срежиссировал картину). Джеки играет адвоката, которого нанимает мафия, — он должен защищать их интересы на суде против девушки, рядом с домом которой находится принадлежащая гангстерам фабрика. Но в какой-то момент совесть, конечно, берёт верх, и вместе с товарищами он начинает собственное расследование деятельности преступников. Финальная десятиминутная схватка, где драконы вместе противостоят толпе противников, — настоящий праздник боевой хореографии и эффектной акробатики (особенно поражает Бяо, часто теряющийся за своими именитыми коллегами), на съёмках которого наверняка сломалась не одна каскадёрская кость. Что интересно, Саммо Хунг как режиссёр хорош не только в драках: для фильма о кунг-фу «Драконы навсегда» — ещё и удивительно классно написанная разговорная комедия положений.
Наш зритель Стивена Чоу в основном знает по «Убойному футболу» — но есть у него и другие эксцентричные martial arts комедии. За «Разборки в стиле кунг-фу» он даже номинировался на «лучший фильм на иностранном языке» на «Золотом глобусе» — это абсолютно дикое кино о Шанхае 30-х, в котором жители небольшого переулка сражаются с кровожадной бандой Топоров. Как и всегда у Чоу, драки тут далеки от реальности: он вовсю использует компьютерную графику (нелепую, но так и надо), чтобы разбавлять бои абсолютно мультяшными гэгами — то у него герои в космос улетают посреди сражения, то бегают как анимационные персонажи, быстро-быстро перебирая ногами. Стиль Чоу ни на что другое не похож, это такой «Джеки Чан плюс Looney Tunes», кино, будто бы снятое подростком для подростков. Но в этом, конечно, и его прелесть.
Один из ранних шедевров Джеки Чана, им же и срежиссированный (на пару с Саммо Хуном). Главная звезда гонконгского экшен-кино тут играет сотрудника береговой охраны начала XX века, который становится частью «Проекта “А”» — специального подразделения по борьбе с пиратами. Джеки тут окончательно устанавливает свой фирменный стиль и успешно сплавляет классический кунг-фу-боевик с акробатической слэпстик-комедией в духе Бастера Китона. Юмор в фильме неразрывно связан с экшеном, в каждой драке он находит способ поставить героя в уникальное положение: то ему нужно уходить от погони на велосипеде по узким улочкам (открывая двери, чтобы в них врезались преследователи), то сражаться с толпой врагов, будучи прикованным к столбу наручниками. В одной из лучших сцен фильма Джеки прыгает с высоты четвёртого этажа, прорывая два брезента и падая на голый песок, — в будущем без таких сумасшедших трюков не обойдётся ни один его фильм.
Шаолиньский мастер Ли (Брюс Ли) узнаёт, что на острове-крепости преступники организовали точку контрабанды под прикрытием школы боевых искусств. Он проникает туда и оказывается вынужденным участвовать в жестоком турнире на выбывание: единственный способ наказать негодяев — победить всех в честной схватке. «Выход дракона» — самый что ни на есть классический кунг-фу-боевик в современном понимании: убедительная демонстрация физических возможностей ведущего актёра в кино, которому поэзия крови и пота интереснее всего остального. Именно благодаря этому фильму весь мир заговорил о восточных единоборствах — а сам Брюс Ли навсегда вошёл в пантеон лучших экранных (и внеэкранных) бойцов мира.
Впрочем, никакого Брюса Ли бы не было, если бы не Ип Ман — великий мастер единоборств, научивший будущую кинозвезду искусству кунг-фу. Сам он давно стал личностью полулегендарной и обросшей мифами, так что картину «Ип Ман» с Донни Йеном биографической назвать едва ли получится. Главный герой здесь предстаёт национальным символом, духовным лидером китайского сопротивления, борющегося с японской деспотией в 30-е годы. Впрочем, не за историческую ценность мы любим это кино, а за потрясающие экшен-сцены и трогательный сюжет о человеке, хранящем в сердце кунг-фу, несмотря ни на какие трудности.
Донни Йен — не единственный, кому довелось сыграть Ип Мана. В 2013-м, например, вышло сразу два фильма о легендарном учителе боевых искусств, не связанных с одноимённой успешной франшизой (которая уже насчитывает 4 картины): первый — малоизвестный «Ип Ман: Последняя схватка», а вот второй — «Великий мастер» за авторством аж самого Вонга Кар-Вая, постановщика «Любовного настроения» и «Чунгкингского экспресса». Здесь главного героя играет Тони Люн, постоянный коллаборатор режиссёра и злодей из недавнего «Шан-Чи». А сюжет рассказывает о том, как Ип Ман вынужден столкнуться со своим учеником, пытающимся объединить все школы кунг-фу в одну и побеждающим одного мастера за другим. «Великий мастер» — эффектное доказательство того, что фирменный стиль Кар-Вая с его любовью к эстетичному слоу-мо и долгим крупным планам идеально подходит жанру боевика. А поэзия драк вполне может быть красивее романтических переглядываний.
Конечно, мы не могли обойти стороной ещё одного великого мастера гонконгских экшен-фильмов — Джета Ли. В «Легенде о Красном драконе» он играет воина Квуна, чью жену убивают солдаты некоего жестокого феодала. Сам герой устраивается телохранителем и пытается добраться до обидчика, а по дороге попадает в удивительное приключение с сокровищами, неожиданной любовью и, разумеется, кучей классно поставленных сражений. Джет Ли любит играть как раз в таком мифическо-историческом кино, в классическое кунг-фу у него встраиваются элементы уся — полуфэнтезийного жанра фильмов о боевых искусствах. Люди здесь парят над землёй и ломают законы гравитации — всё это, конечно, невозможно красиво.