Многие фильмы получают своеобразную славу в народе не из-за выдающейся драматургии или интересных героев, а потому что въедаются в память жестокими сценами. Таковы «Сало, или 120 дней Содома», «Сербский фильм» или, скажем, «Человеческая многоножка». Сегодня мы собрали еще 7 картин, которые никак не получится развидеть. От бразильских вестернов до современной японской классики.
Кинематографист с неустроенной личной жизнью слушает совет товарища и устраивает фальшивые кинопробы для актрисы: на самом деле таким образом он ищет себе пару. Девушка находится, вот только она совсем не та, кем кажется. И чтобы раскрыть ее секреты, герою придется опуститься в пучину ада. И, возможно, потерять пару конечностей.
Режиссер Такаси Миике любит эпатировать публику — в конце концов этот же человек сделал «Ичи-киллера», «Посетителя Q» и, скажем, «Харакири 3D». Причем мерзкие сцены насилия у него редко служат самоцелью. Где-то они смешат, где-то пробираются под кожу, а в «Кинопробе», кажется, делают и то и другое одновременно. Это очень странное кино, которое заставляет зрителя пережить весь спектр эмоций, от глубочайшего страха до нервного смеха.
Редкий фильм Ким Ки Дука обходится без того, чтобы его герои калечили себя и друг друга: у него люди глотают рыболовные крючки (а потом на глазах зрителя достают их вместе с содержимым), отрезают собственным сыновьям гениталии и сжигают себя заживо. «Пьета» на фоне других работ Кима даже кажется относительно сдержанной — физическому насилию фильм предпочитает психологическое (хотя и крови тут хватает). Главный герой, суровый беспринципный коллектор, встречает женщину, которая утверждает, будто она его мать. Не веря незнакомке, мужчина унижает ее — но та все терпит и в итоге завоевывает странную любовь коллектора-социопата. Чтобы потом совершить еще более жестокий удар по нему.
Гаспара Ноэ тоже знают как любителя шокировать публику — и в этом смысле иронично, насколько его фильмы подчас морализаторские и даже дидактичные. Да, «Необратимость» начинается с жесточайшей сцены убийства: пока еще не известному зрителю персонажу разносят голову огнетушителем, а камера с радостью фиксирует это во всех деталях. Дальше сюжет развивается в обратном порядке (хитрый хронологический прием Ноэ освоил задолго до Кристофера Нолана). Мы увидим графический и мучительно длинный эпизод сексуального насилия, окажемся в центре мрачного сюжета и лишь ближе к концу поймем, что это вообще все было. Ноэ не жалеет впечатлительных зрителей — но при этом очень доходчиво доносит свою мысль о том, как зло кроется среди нас.
В отличие от большинства фильмов в этом списке, «Человек кусает собаку» почти не содержит каких-то особо жестоких сцен — шокирует он скорее психологически. Это псевдодокументальное кино, где группа кинематографистов якобы снимает фильм о настоящем серийном киллере. Тот спокойно объясняет суть своей «работы» и погружает съемочную группу во все ее детали. Причем делает все с ужасающим цинизмом, псевдоинтеллектуальными речами и могильным чувством юмора. Так «Человек кусает собаку» мрачно разоблачает новую информационную эпоху: звездой в ней может стать даже отмороженный убийца, если у него достаточно хорошо подвешен язык.
Еще один японский фильм — в этот раз от режиссера Кодзи Сираиси. По сюжету молодую пару на первом же свидании похищает жуткий доктор и начинает их пытать. Ничего больше в фильме, по сути, не происходит. Это torture porn в чистейшем виде, эксплуатационное кино, которое с одинаковым садизмом мучает и героев, и зрителя: дает ложную надежду, а потом смывает ее литрами бутафорской крови. В общем, свое название картина точно оправдывает. Сираиси и правда снял гротескный фильм, который можно любить или ненавидеть — но забыть, раз увидев, точно не выйдет.
В 60-е годы на фоне общественных волнений в бразильском кино возникла новая волна фильмов — дерзких, откровенных и очень критичных к окружающей действительности. «Бог и дьявол на земле солнца» — один из самых ярких представителей так называемого Cinema Novo, антиколониальный суровый вестерн о паре крестьян, которые убивают хозяина и пускаются в бега. Они встречают сошедшего с ума священника — тот в один момент приносит в жертву младенца (сцена в свое время заставила многих зрителей пожалеть о приходе в зал), — а потом оказываются в банде местного Робина Гуда, жестоко убивающего богатых. В «Боге и дьяволе» хватает возмутительных эпизодов, но при этом любопытно, насколько фильм бывает приключенчески веселым: местами картина Глаубера Роча вполне себе напоминает спагетти-вестерны Серджио Леоне.
На рубеже XX-XXI веков во Франции зародилось целое движение под названием «французский экстрим» — его авторы не стеснялись выводить зрителей из себя и показывать им самые жуткие эпизоды, что только родит их сознание. «В моей коже» — одна из самых недооцененных картин движения. Триллер Марины де Ван (она сама написала сценарий, сама срежиссировала фильм и сама же исполнила главную роль) о девушке, которая после сильной травмы зачем-то пробует на вкус свою плоть. И ей, к удивлению, нравится. Героиня идет все дальше в своей одержимости собственным телом — и приходит к совершенно дикому финалу. Если вы думали, что «Глотай» или «Сырое» — мрачные метафорические драмы о познании себя и своего тела, что ж, Марина де Ван будет только рада вас переубедить.