Прекрасная венерианская блондинка с блестящими глазами и губами – такой Мэрилин Монро предстает в «Ниагаре» – фильме, который мигом занес актрису в пантеон самых сексуальных женщин на планете. Этот судьбоносный статус Монро приобрела еще до того, как снялась в главных хитах Билли Уайлдера и Говарда Хоукса – речь, конечно же, о хрестоматийных работах в фильмографии актрисы: «В джазе только девушки», «Зуд седьмого года» и «Джентльмены предпочитают блондинок». «Ниагара» занимает особое место в красочном наборе фильмов – здесь Монро сыграла не мягкую легкомысленную блондинку, а расчетливую и хладнокровную женщину, за чьим внешним шиком скрыто коварство и преступные планы. Сдвиг от образа наивной девушки в поисках богатого ухажера к нуарной femme fatale действительно важен и необычен в контексте творчества Монро.
Нуар-лента Генри Хэтуэя рассказывает о двух супружеских парах, которые останавливаются в мотеле рядом с главной достопримечательностью – неотразимым Ниагарским водопадом. У нервного Джорджа (Джозеф Коттен) проблемы с женой – красивой и молодой Роуз (Мэрилин Монро), а посттравматический синдром, полученный в результате Корейской войны, только усугубляет хлипкие отношения. В это же время семейство Катлеров (Джин Питерс и Макс Шоуолтер) прибывают на медовый месяц в гостиничный домик по соседству и, познакомившись с нерадивой парой, случайно втягиваются в водоворот преступлений – ведь красотка Роуз спланировала с любовником убийство своего мужа.
Несмотря на красоту заявочных кадров и любование величием водопада, «Ниагара» – самый неожиданный выход Мэрилин Монро, который произошел на заре ее карьеры. В том же 1953 году актриса снялась обнаженной для журнала Playboy, а поп-культура с ее вездесущими способностями трафаретной печати превратила Норму Джин в современную Венеру. Но в этом и принципиальный замысел ленты, работающий в координатах нуара: невинная и ангельская красота Монро нужна для того, чтобы быть дезавуированной зрителем, остаток же фильма мы наблюдаем за беспринципной интриганкой, готовой переступить любую черту. Только-только став новым лицом Америки 50-х, Монро сразу же пошла на усиление своего образа – теперь это смертельная красота, в которой обязательно есть свой фатальный подвох. Роуз обольщает своим взглядом и голосом, эффектно обманывает полицию, разыгрывая удивление и горе в ситуации с несчастной гибелью мужа.
Стоит отметить, что идея сделать секс-символ Америки хладнокровной убийцей пришла в голову продюсеру 20th Century Дэррилу Ф. Зануку. Поначалу такой поворот скептически оценили в студии, однако интерес к воплощению замысла возрастал все сильнее. Не засомневалась и сама 27-летняя актриса, для которой придумали яркий, узнаваемый образ и макияж – Роуз разгуливает в красивом розовом платье, а эффект от незабываемых алых губ усилен бледным тоном кожи. Цветовая технология техниколора, популярная в 50-х, работала во благо ее магического образа: даже природные ландшафты, кажется, меркли на фоне молодой жены – чтобы обворожить, ей было достаточно пройтись вдоль кадра или спеть песню (Монро будет это делать и далее, но вокальный выход в «Ниагаре», пожалуй, можно назвать самым влиятельным).
Некоторые зрители могут принять «Ниагару» скорее за мелодраму, чем за нуар, однако в ленте есть все необходимые элементы жанра: невинный мужчина и роковая женщина, сексуальные коннотации, заключенные в ярких природных образах, бурная развязка и неизбежные смерти. Но главное, что нуарные компоненты здесь целиком и полностью зависимы от магнетизма Монро, ставшей главной изюминкой фильма, – по сути, это была ее первая главная роль после целой серии небольших исполнений. Но те, кто ознакомится с творчеством самой известной блондинки через «Ниагару», будут убеждены в многосторонности ее талантов.