Актер по своей природе хамелеон, способный менять свою образную окраску. В некоторых случаях даже в рамках одного фильма. Артистическая многоликость, умение делить кадр с самим собой и проходить через изнурительные испытания гримом не раз обогащали историю кино. Вспомним артистов, сыгравших несколько ролей в наиболее запоминающихся фильмах.
Тильда Суинтон: мадам Блан, доктор Клемперер, Хелена Маркос
Иногда ремейк заинтересован не только в освежении оригинала, но и в раскрытии самых неожиданных потенциалов – как, например, «Суспирия» Луки Гуаданьино, ставшая артистическим перформансом Тильды Суинтон. Британская актриса удачно вписалась в мрачную фактуру балетной школы, сыграв сразу трех персонажей: строгую наставницу мадам Блан, 80-летнего психиатра Йозера Клемперера и инфернальную ведьму Хелену Маркос. Все три неизменных качества актрисы: в первом случае – утонченность, во втором — неузнаваемость (многие и правда не признали Тильду в гриме пожилого мужчины), в третьем – абсолютная непредсказуемость – разошлись по значительному хронометражу итало-американского ремейка. В очередной раз мы убеждаемся: Суинтон – актриса-хамелеон, способная на любое неожиданное перевоплощение.
Эдди Мерфи: Шерман Кламп, Бадди Лав, Клетус Кламп, Эрни Кламп, Анна Кламп, Дженсен Кламп, Лэнс Перкинс
Беззаботные американские комедии 90-х немыслимы без участия Эдди Мерфи – актера, который неплохо увеличивал количественные показатели ролей в пределах одного фильма. В «Чокнутом профессоре» – потешной истории об ученом Шермане Клампе, исследующем способы борьбы с ожирением, – таких выдалась целая армада. Помимо главной роли толстого и нелепого профессора Мерфи сыграл еще шестерых персонажей, в основном близких членов семьи Шермана, включая бабушку, обоих родителей и старшего брата. При всей наивности «Чокнутый профессор» обнаруживает невиданную силу грима и человеческой выносливости – Мерфи то и дело наряжали в безразмерные костюмы и часами наносили грим, чтобы тот нас повеселил. Многоролевые фильмы не были для актера новым экспириенсом – еще в 1988 году Мерфи показал себя в «Поездке в Америку» Джона Лендиса, сыграв одновременно путешествующего принца, соул-певца, еврейского парикмахера и владельца магазина. О творческих успехах Мерфи говорят в основном в прошедшем времени, но то, что Эдди – человек с тысячью лиц, факт абсолютно неоспоримый.
Майкл Дж. Фокс: Марти МакФлай, Марти-младший, Марлин МакФлай
В сиквеле научно-фантастической комедии Роберта Земекиса Марти МакФлай вынужден из славных 80-х отправиться в 2015 год. Альтернативная реальность преподносит новые сюрпризы: Марти, например, встречает своих будущих детей – Марти МакФлая-младшего и дочь Марлен, проблемных членов семьи МакФлай, связавших жизнь с криминальными авантюрами. Недаром потомки Марти неотличимы от своего отца – сам Майкл Дж. Фокс сыграл роль нерадивого сына, а также создал комичный образ дочери, увеличив юмористический градус ленты. Долгая внутрисемейная линия МакФлаев развилась и в триквеле, где актер также сыграл Шеймуса МакФлая – дальнего предка, промышлявшего охотой. Иначе говоря, Майкл Дж. Фокс показал себя человеком с тысячью лиц, в одиночку справившись с родословной МакФлаев.
Том Хэнкс: доктор Генри Гуз, портье в гостинице, Айзек Сакс, Дермот Хоггинс, актер из фильма «Страшный суд Тимоти Кавендиша», Захри Бейли
Нередко Тома Хэнкса упрекают за однотипность ролей и эксплуатацию образа бравого и решительного гуманиста, перенесенного из фильма в фильм. «Облачный атлас» – научно-фантастический эксперимент сестер Вачовски, который предлагает интересное подспорье в поддержку многоликого Хэнкса. Начав с образа гавайского пастуха Закри Бейли, актер на протяжении трех часов разворачивает целый набор характеров и типажей, разделенных временем и местом: английского доктора Генри Гуза, владельца шотландского отеля в 1930-х, физика-ядерщика Азейка Сакса из 1970-х, неуравновешенного мафиози Дермота Хоггинса (самая яркая выходка Хэнкса в фильме), а также ненадолго блистает в сегменте, посвященном футуристическому 2144 году. Пусть Хэнксу и поручено играть разные кармические воплощения одной души, сложно не восхититься многоплановостью и внезапными поведенческими поворотами – в одном лишь «Атласе» артист, кажется, ансамблевой работой наиграл на десятилетия вперед.
Мег Райан: Диди, Анжелика, Патриция
«Джо против вулкана» может похвастаться интересной комбинацией: умирающий Том Хэнкс, спуск к вулкану на Полинезийских островах и многогранная Мег Райан в трех ипостасях. Неизлечимо больной герой Тома Хэнкса отправляется на вулкан, чтобы умереть в жерле, и по пути встречает трех женщин (воплощенных, разумеется, одной Мег Райан). Актриса сыграла офисную работницу и двух островитянок, с которыми главного героя сводит судьба. Несмотря на провальный релиз и статус давно забытой мелодрамы 90-х, «Джо против вулкана» как минимум воодушевляет артистической сноровкой – не только любимого всеми Хэнкса, но и колоритной Райан, также способной на любые неожиданные перевоплощения.
Майк Майерс: Остин Пауэрс, Доктор Зло, Жирный ублюдок
Майк Майерс – мультиплинарный актер, отличившийся талантом играть ряд персонажей сразу. Множественные личности Майерса дали о себе знать во франшизе о суперагенте Остине Пауэрсе, особенно во втором фильме. Там канадский комик примерил три незабываемых образа: титульного героя Остина Пауэрса, пародийного антагониста Доктора Зло и тучного шотландца по прозвищу Жирный Ублюдок. Импровизационные выходки Майерса сочетались с шуточными характерами героев – переработанными воспоминаниями о франшизе, посвященной Джеймсу Бонду. Хамелеонские навыки Майерс продолжил развивать и далее – в последний раз актера запомнили выходом аж с девятью персонажами в сериале «Пентаверат».
Майкл Китон: Даг и его три клона
Зрителю всегда хочется, чтобы Майкла Китона было больше на экране, – в один момент запрос был реализован буквально. «Множество» – фантастическая комедия Харольда Рэмиса, рассказывающая о трудоголике Даге Кинни, которому постоянно не хватает времени на жизнь и семейные заботы. Ученый-генетик предлагает герою неожиданное решение проблемы – клонировать Дага, чтобы грамотно распределить обязанности. В неоднозначной и местами аляповатой комедии Китон примеряет сразу четыре образа – горе-семьянина и трех клонов с уникальными характеристиками, которые вносят в жизнь героя беспорядок. Деля кадр с самим собой, Китон показывает взбалмошность и причуды своего нерадивого персонажа – перформанс, скажем, едва сравнимый с «Битлджусом» или «Бэтменом», но внимания все же достойный.
Питер Селлерс: Лайонел Мандрейк, Меркин Маффли, Доктор Стрейнджлав
Перформанс Питера Селлерса в военной комедии Стэнли Кубрика стал чуть ли не главным триумфом актерской многозадачности. Снимая ленту об абсурде холодной войны, Columbia страшно хотела видеть Селлерса сразу в четырех ролях. В результате комик остановился на трех, но чрезвычайно ярких образах: робкий офицер британских ВВС Лайонел Мандрейк, который по воле обстоятельств оказывается запертым с сумасшедшим генералом Риппером; решительный президент США Меркин Маффли, пытающийся всеми силами остановить ядерную войну; ну и гвоздь программы – бывший нацист доктор Стрейнджлав, ставший научным советником администрации президента. Именно в образе эксцентричного Стрейнджлава – эдакой шаржированной версии реального немецкого ученого Вернера фон Брауна – во всей полноте проявился талант Селлерса. Лавры сатирического шедевра распределены строго на двоих: между абсурдистским видением Кубрика и неповторимой актерской гибкостью Селлерса.