Миленькая романтическая история об обретении юной Амели большой любви на другом конце света. В кадре много непонятной загадочной Японии и понятных открытых чувств – ровно то, что нужно для просмотра влюбленными любых возрастов
Двадцатилетняя бельгийка Амели приезжает в Японию после получения образования в Европе. В Стране восходящего солнца она не просто желает разобраться в многочисленных традициях, обрядах и ритуалах, девушка хочет стать настоящей японкой, а затем написать об этом книгу. На предложенные Амели курсы французского языка откликается студент Ринри, с которым у девушки завязываются романтические отношения. Ринри показывает своей учительнице необычный, тайный Токио, такой, каким туристы его никогда не увидят, а затем знакомит со своей семьей и друзьями. Шквал новых ощущений, обрушившийся на Амели, пугает девушку и заставляет задуматься, а этого ли она хочет от жизни.
Французское кино о мечтательной девушке по имени Амели, познающей мир, желающей быть полезной для своих друзей и знакомых, не перестающей удивляться самым простым вещам, поющей и танцующей? Кажется, где-то мы это уже видели полтора десятка лет назад. Но не спешите ставить крест на картине Стефана Либерски «Токийская невеста», ведь даже по названию понятно – если это и Амели, то либо выбравшаяся за пределы Франции, либо совсем другая. Второе вернее – «Невеста» снята по частично автобиографическому роману Амели Нотомб, современной французской романистки, изучающей женский взгляд на мир и место женщины в этом мире.
Безусловно, от сравнения фильма Либерски с картиной Жан-Пьера Жене никуда не скрыться. К счастью, создатели «Невесты» отлично это понимают и даже пытаются играть на поле соперника: раскрашивают будни своей героини красочными мечтаниями, вплетают в повествование мистику и волшебство, устраивают музыкальные номера и часто предлагают зрителю полюбоваться городскими улочками, а не персонажами. Все эти параллели не делают «Токийскую невесту» хуже или лучше, лента просто получает дополнительную грань, некие крылья, на которых получается парить дольше и выше. Фильмом действительно можно любоваться, он легок, красив, томителен и ярок. Ровно настолько, чтобы, как и «Амели», заставить в себя влюбиться, пусть с меньшей силой, но все же.
Волшебный девичий мир, впрочем, лишь одна сторона фильма. Вторая – это излюбленная тема контакта двух цивилизаций, восточной и западной. Европейцам и американцам действительно никогда не понять японский быт, одновременную приверженность многовековым традициям и прогрессивное отношение к науке и технике. Даже развлекаются они как-то странно, то играют на воображаемых инструментах, то молча едят под звуки чужих голосов, то устраивают оркестры из грузовиков – у гостя страны голова может пойти кругом в первый же день пребывания. И у Амели она идет кругом, спасает лишь знание японского языка и всепоглощающее желание жить.
Последнее абсолютно невозможно сыграть, если в жизни ты никогда не обладал тягой к путешествиям, знакомствам с новой культурой, с необычными людьми. Очаровательная Полин Этьен, исполнившая роль Амели, обладает всеми слагаемыми и оттого играет необыкновенно легко, творит на экране такие чувства, в которые хочется окунуться с головой, как это делает она на водном курорте. Девушка отдается прекрасной влюбленности, для которой нет преград, нет трудностей перевода, нет завистников или недоброжелателей. В этом же фарватере двигаются и остальные актеры, создавая милейшую картину всеобщего понимания и доброжелательности. Подобная благостность, впрочем, несколько стопорит развитие сюжета в начале второго часа картины, но японская природа, урбанистические пейзажи, необычные восточные квартиры и дома не дают скучать, визуальный ряд ленты достоин всяческих похвал.
Особенной пикантности для российского зрителя «Токийской невесты» добавляет и тот факт, что большинство тех, кто у нас посмотрит этот фильм, одинаково далеки как от Японии, так и от Бельгии. Столкновение гигантских плит Европы и Азии в этом фильме не затмит для нас отношения девушки и молодого человека, контраст города и дикой природы, дня и ночи, личного пространства и мест общего пользования. Мир прекрасен и многогранен, глупо не воспользоваться представившейся возможностью открыть для себя что-то новое, пусть и глазами улыбчивой Амели.