Эмоциональную картину об этническом конфликте, который до сих не разрешился, несколько портит вялая игра отдельных актеров, но в остальном взгляд на проблему с одной из сторон довольно интересен
Эмоциональную картину об этническом конфликте, который до сих не разрешился, несколько портит вялая игра отдельных актеров, но в остальном взгляд на проблему с одной из сторон довольно интересен.
Тимур – армянин, воспитанный отчимом-азербайджанцем в Баку. Лишь с наступлением тридцатилетия Тимур узнает имя своего биологического отца и отправляется к нему в Москву. В российской столице у мужчины начинает складываться артистическая карьера, но дебют на сцене может сорваться – отец срочно отправляет его в Азербайджан переоформить документы, чтобы сменить фамилию, но в Баку родственники принимают эту идею в штыки. После череды ссор и обвинений Тимур внезапно пропадает, и на его поиски отправляется не только азербайджанская семья, но и отец-армянин, рискующий в Баку своей жизнью…
В бесконечной дискуссии о том, почему современные военные фильмы настолько сильно уступают тому, что было снято в 1960-х и 1970-х, наиболее разумным видится простое объяснение – сегодня просто не осталось в живых людей, лично переживших трагедию Великой Отечественной и способных правдиво о ней рассказать. Увиденное собственными глазами, прочувствованное собственной кожей оставляет совершенно иной эмоциональный отпечаток, нежели все мифы, пересказы и даже документы ушедшей эпохи. И именно этим ценны любые картины, снятые непосредственными участниками тех или иных этнических конфликтов, смертоносных территориальных споров или политических расправ. Даже если авторы в таком кино отчетливо занимают одну из сторон, они делятся подлинными эмоциями, а это ничем не заменить.
«Кавказское трио» – ровно такое кино, это прорвавшийся нарыв переживаний человека, принявшего близко к сердцу трагедию Нагорного Карабаха, три десятка лет назад превратившую армян и азербайджанцев в непримиримых врагов. Автором сценария картины выступил знаменитый Рустам Ибрагимбеков, работавший в свое время над текстами «Белого солнца пустыни», «Сибирского цирюльника» и «Восток-Запад», сегодня этот 77-летний мастер в родном Азербайджане является не слишком желанным гостем и вынужден жить то во Франции, то в Грузии. Всему виной именно его противоречивые высказывания о Карабахе – соотечественники считают его предателем, защищающим армян.
Вот в эту сложную среду и погружает Ибрагимбеков своих героев – цветущий Баку здесь всегда сумрачен, русская речь не приветствуется, а любого армянина толпа готова растерзать. Но что делать, когда разлом проходит по семьям? Как жить тем, кто оказался врагом только из-за своей фамилии или религии? Что делать друзьям, влюбленным, супругам, разделенным чужой ненавистью, штампами и ярлыками?
Герои «Кавказского трио» некогда были закадычными друзьями, живущими в соседних домах, но прошли годы и страна, в которой они были единым советским народом, распалась на отдельные государства, рвущие глотки за свои национальные интересы. Армянин, азербайджанец и грузин теперь разделены не столько расстояниями и границами, сколько настороженным отношением соседей, сослуживцев и просто случайных попутчиков. Показательна в этом отношении сцена, в которой проводник отказывается вести героя Юрия Стоянова через границу, когда узнает, что тот армянин, – его не смущало ни лицо, ни акцент, ни цели, а формальное упоминание национальности вызвало ненависть.
В столь любопытном замесе опытному сценаристу несложно закрутить конфликт, достойный лучших драматических произведений, и умелая рука Ибрагимбекова чувствуется, но вот с реализацией случился конфуз – увы, картина выхолощена формальным подходом режиссера и актеров. Если работу Эльдара Шенгелая еще можно принять – все-таки кавказские картины всегда были отмечены некоторой франтоватостью, особой эмоциональностью и даже каким-то легким уклоном в водевиль, – то апатичность некоторых актеров существенно сбивает накал страстей. Второстепенные герои предпочитают находиться в кадре с отсутствующим видом, а некоторые из ведущих актеров просто бесхитростно зачитывают на камеру свой текст. Зачем так делать? Последнее, впрочем, не относится к игре старательного Сергея Гузеева и глубоко переживающего за своего персонажа Юрия Стоянова – они на своих эмоциях картину тащат, хотя усилий двух человек тут явно недостаточно.
Не станем лукавить, картина заканчивается хеппи-эндом и всеобщим братанием, но, увы, реальность далека от такой идиллии – война вокруг Нагорного Карабаха еще не угасла, список жертв продолжает пополняться. Сложно ожидать, что высказывание нескольких небезучастных людей, выраженное в фильме, переломит ситуацию на фронтах, но совершенно точно оно может тронуть душевные струны тех, кто, как и Ибрагимбеков, живет с открытой раной на сердце. Музы не должны молчать, пока говорят пушки, иначе солдаты никогда не остановятся.
С 8 декабря в кино.