![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Спойлер: Ларс Айдингер снова раздевается на камеру. По-другому никак!
Семья Энгельс несчастна так же, как и все семьи богатых немецких интеллектуалов. Дети-близнецы будто бы абсолютно потеряны для мира — сын Йон (Юлиус Гаус) почти не выходит из комнаты и все время проводит в соревновательной VR-игре, а дочь Фрида (Эльке Бисендорфер) перепробовала многие запрещенные вещества и субстанции и вместе с молодыми активистами-тусовщиками устраивает демонстрации против эксплуатации капитализма и лицемерного неолиберализма. Между их родителями давно стоит большая стена, каждый тихо занимается своим: отец Тим (Ларс Айдингер) придумывает социальную рекламу, а мать Милена (Николетт Кребиц) организует строительство культурного центра в столице Кении Найроби, пытаясь получить на это грант у немецкого правительства. От кризиса и полного распада семейство Энгельсов спасает новая домработница-сирийка Фарра (Тала аль Дин), не только способная выслушать проблемы и поделиться советом, но и знающая методику особой световой терапии, помогающей людям излечить психологические травмы и прийти к гармонии.
В предыдущий раз, когда в 2019 году Берлинский кинофестиваль открылся социальным кино, показали наивную картину «Реальная любовь в Нью-Йорке» о силе доброты, как незнакомцы могут стать друг другу близкими людьми. Немецкий режиссер Том Тыквер, известный большинству по фильмам «Парфюмер. История одного убийцы» и «Облачный атлас» (поставленный вместе с сестрами Вачовски), в своей новой работе «Свет» также обратился к социальной проблематике, скрестив ее с темой семейной. С одной стороны, домработница Фарра и ее непрожитая психологическая травма, связанная с трагической миграцией из Сирии и гибелью родных, а с другой — дисфункциональная семья Энгельс. Для каждого из Энгельсов Том Тыквер устраивает (в той или иной форме) сеанс психотерапии, где по полочкам раскладывает их проблемы и предлагает простое решение. Кому-то нужно всего лишь набраться смелости и поверить в себя, а другому — принять поражение и двигаться дальше. Драматичные моменты кризиса героев режиссер показывает музыкальными сценами в разных стилях: мать Молли танцует и подражает Мадонне, отец Тип поет в спортзале, дочь Фрида погружается в анимационный мир, а сын Йон исполняет современный танец и летает над каналами и домами Берлина.
Жизнеутверждающая интонация «Света» и желание режиссера помочь своим героям понятны, только они очень упрощают — сводят реальный мир до лозунгов и косных, прямолинейных диалогов. Удивительно, что такой подход и высмеивает сам режиссер, критикуя персонажей Тима и Фриды, умеющих говорить только заученными фразами. Те критические позиции, из которых исходит Том Тыквер в отношении к немецкому обществу, можно обратить и к его фильму и увидеть, что автор сам не подходит под свои высокие стандарты. Он критикует неолиберализм, прикрывающий эксплуатацию наименее защищенных людей капитализмом, и при этом создал кино, чья реклама в журналах сопровождается предложением о покупке целительных ламп (цена варьируется от 200 евро до пары тысяч).
Две сюжетные линии «Света» посвящены постколониальной теме: параллельно рассказу о Фарре и ее тяжелой судьбе развивается история Молли, ее отношений с бывшем мужем-кенийцем Годфри (Тоби Онвумере), живущим на две страны. Он обвиняет бывшую супругу в высокомерии, что она не понимает проблемы его страны и берет на себя позицию самоуверенной покровительницы, тем самым продолжая токсичный нарратив интеллектуальной доминации Глобального Севера над Глобальным Югом. Высказанная Годфри критика важна, как и его линия, но она отодвинута на второй план и обслуживает основную — о возвращении гармонии в семью Энгельс.
Похожее место занимает и история Фарры, которая по лекалам всех ориенталистских клише высокодуховна и умна. Ее образ — это пример эксплуатации беженской травмы, которая якобы делает человека мудрым и наделяет его прозорливостью. Хотя желание Тома Тыквера показать Фарру сильным и умным человеком понятно, ее образ излишне романтизирован.
Социальное кино — не только отображение проблем того или иного слоя общества, но и позиционирование героев. Нельзя снять кино о маргинализированных людях, поставив во главу угла привилегированного человека, — получится либо «Мьюзик» Сии, либо «Стоунволл» Роланда Эммериха. Том Тыквер попадает в эту же ловушку: он уделяет мало внимания персонажу Фарры и большую часть хронометража использует ее для раскрытия сюжетных линий членов семьи Энгельс. «Свет» — это созданное с благими намерениями кино, призывающее людей помогать друг другу залечивать раны, но не находящее адекватного языка для передачи идей.