Создавший мир «Терминатора 4» художник Мартин Лэйнг рассказал, как они изучали для достоверности последствия Чернобыля и использовали угря для создания одного из роботов-убийц.
- Были ли вы фанатом первых «Терминаторов»?
- Я на них вырос. Скажу больше: когда я работал с Джеймсом Кэмероном на его последних двух проектах – «Боевом ангеле» и «Аватаре» /Avatar/ (2009) – то ежедневно лицезрел модели терминаторов в его офисе и регулярно подклеивал одному из них палец, который все время норовил отвалиться от ноги. Эти штуки стали частью моей жизни.
- Как вы сформулировали для себя художественную концепцию четвертой серии?
- Первое, что я сказал МакГи, после того, как прочитал сценарий – «нам нужна чернуха, мрачный такой, угрюмый фильм». Хотелось развернуть «Терминатора» лицом к реальности, к темной ее стороне. Действие первый трех серий происходит в современной благополучной Калифорнии, где главные герои бегают от красивых никелированных роботов. В четвертой нам представилась возможность выяснить, как будут выглядеть эти гонки после Судного Дня, и это будущее, скажу я вам, совсем, совсем другого рода, намного более жесткое. Уютную Калифорнию сменили опустошенные роботами пост-апокалиптические ландшафты, моей же задачей было сделать их как можно более реалистичными. Мы изучили чернобыльский материал, материал, связанный с испытаниями ядерного оружия, и активно использовали его для создания фантастической среды. Сами терминаторы тоже сильно отличаются от того, что я называю «никелированный хайтек-гламур». Я сказал так: «еще одного фильма, где роботы сверкают, как начищенный бампер, у нас не будет. Наш фильм будет реалистичным».
- И как должен выглядеть реалистичный Терминатор?
- Мощной ржавой железякой с потеками масла и энергией локомотива. Никакого серебра и никеля. Сходите в железнодорожное депо и посмотрите, как выглядят реальные рабочие механизмы – никакого лоска. Грязные и засаленные. МакГи, к счастью, полностью согласился с такой концепцией.
- Как создавалась пост-апокалиптическая среда фильма?
- Первым делом я представил, как будет выглядеть Лос-Анджелес после Судного Дня. Для этого я сфотографировал город с холма – кстати, с того самого, на котором красуется эта знаменитая надпись Hollywood, затем вообразил, что станет с этим местом после пары-тройки ковровых бомбардировок. Затем сделал еще один снимок со здания Capitol Records, внимательно изучил снимки городов, разрушенных бомбардировками, и стал разрушать один за другим лос-анджелесские небоскребы.
- Каких роботов мы увидим?
- Действие нашего фильма хоть и происходит в будущем, но терминаторы здесь еще «старые» – это лишь прототипы моделей из первого, второго и третьего фильмов. Таким образом, мы должны были сделать то, что на техническом сленге называется «обратный инжениринг». Мы взяли классического кэмероновского терминатора и просто увеличили в размерах его узлы, сделали их более грубыми. Старые «новые» терминаторы были ростом где-то 180 см, наши новые «старые» – 210 и даже больше. Речь шла не о полной перекройке устройства, но о том, чтобы посмотреть на мир терминаторов с другого ракурса. Мы не стремились озадачить фанатов фильма и поменять все на корню. Скажу пока, что помимо классического Терминатора в фильме будут новинки – например, гидроботы, конструкция которого основана на хорошо изученной нами анатомии угря.
- В этих железяках есть что-нибудь человеческое, или это абсолютно дегуманизированный мир машин?
- Это машины-убийцы во всех их разновидностях, действующие по четкой программе. Есть Аэростат – летающий робот-разведчик. Выявив с помощью него очаг сопротивления, Скайнет посылает в эту зону Жнецов – 15-метровых роботов-коллекторов, чья задача – зачистить территорию. В Жнеце помещается команда роботов поменьше – собственно терминаторов. Также есть мото-терминаторы, которые доставляют людей Жнецу. И еще транспортеры, на которых людей доставляют к Скайнету совершенно также, как нацисты перевозили на поездах евреев в Аушвиц. Однажды на хайвее мою машину обогнала скотовозка. Знаете эти прикольные фургоны и странное ощущение, когда смотришь на дырочки в кузове, а из дырочек выглядывают овечки? В результате я распорядился купить у одного фермера три старых скотовозки и переделать их в Транспортер. Люди загоняют туда как овец, и находится внутри такой штуки действительно довольно жутковато.
- Ваш отец – тоже художник-постановщик, обладатель « Оскара» за фильм «Ганди» Ричарда Аттенборо…
- Да, я вырос на съемочных площадках, среди декораций. Помню, отец в шутку запирал меня в том знаменитом грузовичке для похищения детей из «Пиф-паф ой-ой-ой» (семейная комедия Кена Хьюза по сценарию Яна Флемминга 1968 г. – Ред.), и брал на съемки «Роллерболла» /Rollerball/ (1975) (фантастическая антиутопия Нормана Джюисона 1975 г. – Ред.), где я облачался во всю эту футуристическую амуницию. В киноиндустрии я уже двадцать лет и предпочитаю браться за абсолютно разные проекты, не только за фантастику. Здесь и
- Мечтали сделать своего «Терминатора» с самого детства?
- Нет, я вообще не знал, что буду работать в кинобизнесе. Я изучал интерьерный дизайн и фотографию в Лондоне, а в кино попал благодаря отцу, который пристроил меня по знакомству в группу, снимавшую какую-то мелодраму, из которой я уволился, решив пробивать дорогу самостоятельно, и полгода болтался без работы, ходил по студиям, показывал портфолио, пока меня не взял к себе Джон Борман, снимавший «Надежду и славу», но не художником, а буфетчиком съемочной группы. С этой должности я начал свою кинокарьеру.
- Работа с каким из режиссеров вдохновляла тебя больше всего?
- Я работал с Джеймсом Кэмероном, Майклом Бэем, Нилом Джорданом и Стивеном Спилбергом, но не слукавлю, если скажу, что наибольшее удовольствие получил от работы с МакГи – он точно знает, чего хочет, и точно это формулирует.
- В двух словах: что ждет зрителя на четвертом «Терминаторе»?
- Большое военное приключение в очень странном пост-апокалиптическом мире. Реальном мире. Компьютеры мы старались использовать как можно меньше, и это как раз тот самый случай, когда реальность превосходит выдумку. Мне действительно больше нравится не торчать за монитором, а лазать по декорациям с ведром краски, делая мир будущего еще более грязным. Я не из тех парней, кто возьмется ставить стерильный шпионский боевик с героями, бегающими по вашингтонским офисам. Мне нужна интересная материя, в которую можно впиться зубами.