Благодаря работе Маза Джобрани фильм не выглядит откровенно провальным, но юмористических высот от него ждать не приходится – нового авторы ничего не придумали
Благодаря работе Маза Джобрани фильм не выглядит откровенно провальным, но юмористических высот от него ждать не приходится – нового авторы ничего не придумали.
У тегеранского уличного регулировщика Джамшута сбылась большая иранская мечта – он выиграл грин кард и готов теперь вместе с мамой переехать в США. По прибытии в Лос-Анджелес можно позаботиться и о воплощении в жизнь мечты американской – сменив имя на Джимми, новоявленный калифорниец становится частным детективом, правда, в свободное время от подработки охранником у земляка в универмаге. И все у Джимми могло сложиться хорошо, но не дремлет американская военщина – коварные производители вооружения спят и видят широкомасштабную войну Соединенных Штатов с Ираном, и для ее инициации нужен всего лишь небольшой теракт, совершенный мигрантом. Выбор злодеев падает на наивного Джамшута, но сделать его послушной игрушкой в чужих руках непросто – Джимми непредсказуем.
Как бы цивилизованный мир ни пытался прикрываться толерантностью, националистические и расовые шутки всегда оставались популярными и востребованными. Смеяться над проблемами приезжих или даже просто жителей разных областей и провинций одной страны можно было по-разному, и беззлобные шутки зрителями даже приветствовались – отсюда успех французской комедии «Бобро поржаловать!», плодовитость братьев Уайанс и даже популярность отечественной «Нашей Раши» с ее нелепыми таджиками, кавказцами и русскими. Но случались и «перегибы»: так, «Борат» с участием Саши Барона Коэна до сих пор оставляет спорные ощущения – за понятной сатирой в этом фильме часто прячутся откровенное высокомерие, дурновкусие и скверное чувство юмора. Новая комедия режиссера Джонатана Кесселмана «Джимми – покоритель Америки» лишь притворяется новым «Боратом», но на деле оказывается более мягким и даже симпатичным ее вариантом.
Сложно отвергать наличие у Саши Барона Коэна таланта, но вот чувства меры у него точно нет. В противоположность британцу иранский комик Маз Джобрани, исполняющий роль титульного Джимми/Джамшута, умело балансирует на самом краю «светлой стороны». Его герой, разумеется, попадает в массу нелепых комических ситуаций, но шутки над ним не омерзительны, а вполне целомудренны по меркам взрослого рейтинга. Да, будут шутки про члены, да, имя Джамшут исковеркают в Jam-Shit, да, несколько выпадов в адрес иранских политических лидеров будут весьма колкими, но все в рамках правил.
Впрочем, имея колоритного комика на первом плане и некоторый набор шуток про иранца (не путать с арабом) в Соединенных Штатах, сценаристы «Джимми» не озаботились хоть сколько-то удобоваримым сценарием. История Джимми весьма прямолинейна и бесхитростна, что, с одной стороны, предоставляет свободу для гэгов, но с другой – превращает кино в плохой анекдот, где все очевидно с первой минуты до последней. Можно, конечно, смеяться и над словом «лопата», но юмор хотелось бы видеть потоньше и посовременнее.
Но утруждаться создатели «Покорителя Америки» не захотели, поэтому смеяться зрителям предлагается над набившими оскомину «Аллах акбар» в летящем самолете, над восторгом героев при виде телевизора и фотоаппарата, над потерей дара речи при виде красивой женщины и неспособностью вести тайную слежку. Набор этакого «Мистера Бина в чалме». Другое дело, что Джобрани умеет даже самую банальную ситуацию перевернуть в свою пользу – его Джимми действительно глупый, но симпатичный парень, не слишком хорошо представляющий, что делает.
Одни только нелепых гэгов, однако, для хорошего кино недостаточно, и тут «Джимми – покорителю Америки» на помощь приходит сатира. Фильм Кесселмана отлично проходится по особенной атмосфере национальных анклавов, где каждый знает друг друга еще по родине, но напрочь не желает узнавать местных, по выпускникам американских вузов, которые из-за кризиса вынуждены мыть полы в магазинах, по надменным искусствоведам, почитающим себя знатоками всего на свете, и особенно по СМИ, уверовавшим в то, что только они несут миру правду, какая бы чушь ни лилась с экранов ТВ. В этом отношении «Джимми» даже хорош, фильм демонстрирует простую вещь – легко вам на новом месте не будет. Но отчаиваться и прекращать мечтать нельзя, иначе чемодан с миллионом долларов в вашей жизни так и останется в чьих-то чужих руках.
С 19 января в кино.