Провокационная, заставляющая задуматься французская трагикомедия об отношениях немолодого мужчины с почти совершеннолетней дочерью его лучшего друга
Провокационная, заставляющая задуматься французская трагикомедия об отношениях немолодого мужчины с почти совершеннолетней дочерью его лучшего друга.
Давно не живущий на родном острове корсиканец Антуан (Франсуа Клюзе) летом привозит в «фамильное гнездо» свою 17-летнюю дочь Луну (Лола Ле Ланн), а также своего лучшего друга Лорана (Венсан Кассель) и его 18-летнюю дочь Мари (Элис Иссас). Когда девушки осознают, что на Корсике можно либо скучать дома, либо купаться и веселиться на ночных пляжных дискотеках, они отправляются на поиски мужской компании. Но если Мари ищет ровесников, то Луна заглядывается на Лорана. Однажды во время пьяного ночного купания наглое заигрывание девушки с мужчиной перерастает в секс на пляже. На следующий день Луна решает, что влюблена по уши, а ошарашенный Лоран места себе не находит от стыда – и от страха перед гневом Антуана, у которого есть охотничий дробовик.
В советский прокат часто попадали французские комедии, но фильмам, которые известный французский постановщик и продюсер Клод Берри («Астерикс и Обеликс против Цезаря», «Бобро поржаловать!») снимал в 1970-е, в нашу страну вход был заказан. Ну как советские цензоры могли пропустить на экраны, скажем, ленту 1972 года «Секс-шоп», рассказывающую о владельце книжного магазина, который для спасения своего бизнеса превращает заведение в секс-шоп и погружается в комично-неуклюжее исследование извращенного секса? Картина 1977 года «Этот неловкий момент» была не столь «озабоченной», но также весьма откровенной и смешивающей комедийные и трагические мотивы. Главной темой обеих постановок была так называемая «мужская паника» – ощущение, что «сексуальная революция» и связанные с ней общественные перемены (в частности, упрощение и распространение разводов) превратили мужчин из хозяев жизни в беспомощных рабов женских прихотей. Будь то прихоти жен, дочерей или нахрапистых любовниц.
В 2009 году Берри скончался, и несколько лет спустя его сын продюсер Тома Лангманн, лауреат «Оскара» за продюсирование «Артиста», решил напомнить зрителям об одной из самых провокационных отцовских лент, сняв современный ремейк «Этого неловкого момента». Режиссером новой картины стал прежде работавший над криминальным кино Жан-Франсуа Рише («Нападение на 13-й участок»), а сценарий ремейка совместно с Рише сочинила Лиза Азуэлос. Последняя, несмотря на отнюдь не «молодежный» возраст, считается знатоком молодежной темы, поскольку она придумала и сняла известную во Франции школьную романтическую ленту «LOL [ржунимагу]», а затем поставила американский ремейк этой картины «Лето. Одноклассники. Любовь».
В результате получился довольно любопытный трагикомичный фильм, ценность которого не столько в том, насколько он увлекает и развлекает в кинотеатре, сколько в том, как долго поставленные им вопросы зрители не могут выбросить из головы. Взять, например, его главную моральную дилемму: вправе ли старшеклассница навязаться в постель к отцовскому другу и вправе ли мужчина, который ей почти дядя, этот «подарок» принять? Инстинктивно мы чувствуем, что что-то тут не так, но что именно? И по каким моральным меркам эти поступки оценивать? А если герои неправы, то насколько серьезно их преступление? В былые времена ответить на такие вопросы было просто, а сейчас, в Европе XXI века, ясностью и определенностью даже не пахнет.
Эти и другие проблемы, которые лента затрагивает, подарят вам немало материала для рассуждений про себя и для обсуждений с друзьями. Что же касается того, насколько лента развлекает, то тут не все здорово, поскольку «Этот неловкий момент» балансирует между драмой и комедией и порой оказывается ни рыбой ни мясом. Поскольку шуток и забавных сцен в фильме не настолько много, чтобы все время смеяться, и они зачастую вызывают лишь усмешки, а не хохот. Градус же драматизма не понимается выше отметки «тепло» – комедийный уклон ленты смягчает сцены, в которых страсти, по идее, должны были кипеть и переливаться через край.
К чему в фильме не придраться, так это к игре Клюзе и Касселя (профи есть профи!) и к фигуре Лолы Ле Ланн. Это не то кино, которое имеет смысл смотреть ради эротических сцен, так как эротики в «Этом неловком моменте» сравнительно немного. Но те откровенные фрагменты, которые в фильме есть, получились очень красивыми и соблазнительными. И приятно, что это не эротика ради эротики, а эротика ради сюжета. Чем лучше главная героиня выглядит в купальнике и без него, тем проще если не оправдать, то понять мужчину, который поддается на ее чары.
Кассель, в свою очередь, тоже выглядит весьма достойно – куда спортивнее, чем главный герой ленты Берри, – и потому чувства Луны в ремейке правдоподобнее, чем в оригинале. Вообще, если предыдущая картина была чем-то вроде фарсовой притчи, иллюстрирующей взгляды ее создателей на мир, но не претендующей на психологическую достоверность, то новый «Этот неловкий момент» рассказывает историю, в которую почти можно поверить. Особенно если смотреть картину мужскими глазами. Несмотря на участие Лизы Азуэлос, это все-таки преимущественно мужской фильм, о мужских тревогах, страхах, переживаниях… И о том, какую роль во всем этом играют женские «загогулины».