По-французски очаровательная трагикомедия о ветеранах войны, вынужденных в мирное время пойти на мошенничество, чтобы навсегда порвать с прошлым
Молодой художник Эдуар Перикар и бывший бухгалтер Альбер Маллар сумели выжить в окопах Первой мировой войны, но в последнем бою их ждет страшное испытание: Альбер едва не погибает под завалами, а спасший его Эдуар получает тяжелое обезображивающее ранение. Не желая увечным возвращаться в имение отца, высокопоставленного парижского чиновника, Эдуар предпочитает умереть, но только на бумаге – Альбер меняет его документы на паспорт погибшего однополчанина, и два друга постепенно возвращаются к мирной жизни. Прошлое, однако, не торопится отпускать солдат – Эдуар страдает без возможности выражать себя в творчестве, Альбер едва успевает зарабатывать гроши для их небольшой компании, но страшнее всего то, что ветеранов преследует циничный и жестокий бывший командир лейтенант Прадель, способный на любую подлость и даже убийство на пути к своим целям.
Поклонники французского кино прекрасно знают, что неожиданности здесь можно ожидать в самых непредсказуемых местах – европейское кино вообще любит сюрпризы, но французам особенно ловко удается расширять границы жанров, пробовать в непривычных образах давно известных актеров и дарить зрителям такие истории, которые долго не выходят из головы. Казалось бы, что может быть банальнее истории ветеранов Первой мировой войны, с трудом находящих себе место в мирной жизни – таких фильмов пруд пруди, – но режиссер Альбер Дюпонтель превращает свою ленту «До свидания там, наверху» в небывалый аттракцион, от которого, в хорошем смысле, не знаешь, чего ожидать. Это и апелляция ко дню сегодняшнему, и едкая сатира на расслоение французского общества, и трогательная трагедия отношений отца и сына, и лавстори, и даже криминальная комедия о хитроумных мошенниках.
Очень не хочется раскрывать сюжетные повороты ленты, поверьте, это стоит увидеть своими глазами, поэтому постараемся ограничиться несколькими зарисовками, которые выделяют «До свидания там, наверху» из сонма иных идущих в кинотеатрах лент. Во-первых, это любопытный исторический экскурс. Нельзя сказать, что это военное кино, но открывающие фильм эпизоды на поле боя поражают своим реализмом, жестокостью и масштабами – далеко не каждая лента может позволить себе столь впечатляющую постановку боя только для того, чтобы показать завязку будущих отношений героев. Столь же любопытно посмотреть и на после военный Париж с его разномастными районами, разношерстными жителями и пестрыми цветами – вряд ли кто-то лучше французов чувствует свою столицу.
Как ни странно, во-вторых, «До свидания там, наверху» легко сопоставлять со знаменитой и многими горячо любимой «Амели». Да-да, фильмы связывает определенная сказочная и мечтательная атмосфера, а также обязательный для французского кино флер влюбленности. Фильм Дюпонтеля, разумеется, более груб и циничен, он ведь рассказывает не о юной барышне, витающей в облаках, но сцены воспоминаний Эдуара и жизненная неуклюжесть Альбера нет-нет да и напомнят об очаровательной Одри Тоту в ее знаменитом образе. А уж когда дело доходит до масок и спектаклей, разыгрываемых Перикаром перед юной зрительницей, создается стойкое впечатление, что мы погрузились в мир Жан-Пьера Жене.
Однако, в-третьих, в фильме отлично работает драматическая составляющая – история непонятого отцом сына-художника не может не трогать, поэтому, когда сюжет начинает вести зрителя к неизбежной их встрече, напряжение ощутимо нарастает, а финал обязательно заставит задержать дыхание в самый драматический момент, развязка картины впечатляет ничуть не меньше открывающих фильм сражений. Но трагична в этом фильме не только фигура искалеченного Перикара, но и образ Маллара, человека, вынужденного хранить тяжелый груз тайны, но при этом отчаянно желающего жить дальше, отбросив в сторону призрак ушедшей войны.
Очень интересны актерские решения в фильме, далеко не все они выглядят изначально очевидными, но все блистательно срабатывают. Очарователен в своей неуклюжести сам Дюпонтель, играющий Маллара, невероятно пластичен и красноречив без всяких слов молодой Науэль Перес Бискаярт, скрывающий лицо своего Перикара за масками и бинтами. Неожиданно хорош в гротескном образе злобного Праделя комик Лоран Лафитт, да и второй план наполнен очаровательными актрисами и обаятельными артистами – фильм дарит настоящий праздник, как визуальный, так и характерный.
После расставания с героями «До свидания там, наверху» нет никакого желания выискивать в фильме нестыковки, недоработки или сценарные оплошности, картину хочется принимать именно такой, какая она есть – с ее ранами и неуклюжими шутками, с нелепым мошенничеством на гробах и странными отсылками к Пикассо, с любовью, болью и торжеством справедливости, которое в жизни встретишь нечасто. Французское кино снова сумело тронуть за живое. За то мы его и любим.
С 15 марта в кино.