Уморительный мультфильм о чудаковатой семье, которая должна спасти мир от восстания машин, от создателей «Лего. Фильма» и «Человека-паука: Сквозь вселенные».
Девочка-аутсайдер Кэти Митчелл обожает снимать кино — точнее, странненькие короткометражки, где её дурацкий мопс Мончи «играет» крутого копа из заправских боевиков. Отец-ретроград Рик её увлечения не очень понимает, да и добродушная мать Линда не слишком поддерживает. Лишь младший брат Аарон, помешанный на динозаврах (и безуспешно ищущий другого такого же помешанного), готов подставить сестре своё маленькое плечо. Так что когда Кэти успешно сдаёт экзамены в киношколу, она рада вдвойне — и тому, что нашла своё призвание, и тому, что скоро съедет от родителей.
Планам, правда, не суждено сбыться: Рик, безуспешно пытаясь наладить отношения с дочерью, сдаёт её билеты на самолёт и предлагает отправиться в киношколу на машине через всю страну — мол, хочет совершить последнюю семейную поездку. Но это только полбеды. Пока Митчеллы едут в Лос-Анджелес, инновационные роботы с искусственным интеллектом захватывают Америку. Поездка резко осложняется.
У Кристофера Миллера и Фила Лорда — креативного дуэта, ответственного за «Мачо и ботана», «Лего. Фильм», «Человека-паука: Сквозь вселенные» и «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек», — кажется, окончательно сформировался свой узнаваемый анимационный стиль. В «Митчеллах против машин» они выступают только продюсерами (режиссёры и сценаристы — Майкл Рианда и Джефф Роу, до этого писавшие эпизоды «Грэвити Фоллс»), и всё равно в этой сумасшедшей истории о захвате Земли обиженными роботами сложно не увидеть отголоски их почерка. В гиперэкспрессивной анимации, где то и дело возникают комиксные эффекты или полиэкраны в духе аниме, в абсурдистском юморе — хай-тек роботов тут, например, побеждают с помощью глупой рожицы мопса (машины не могут понять, свинья это, собака или буханка хлеба, после чего ловят критическую ошибку). В, наконец, чудаковатых героях, что побеждают не вопреки, а благодаря своей чудесатости.
«Митчеллам против машин», как тем же «Лего. Фильму» и «Спайдерверсу», удаётся держаться на тонкой анимационной грани. С одной стороны от них насупившие брови Pixar, активно стремящиеся и к физическому, и к психологическому реализму. С другой — совсем уж инфантильные Illumination с «Миньонами» и окончательно опопсевший DreamWorks. «Митчеллы против машин» находятся ровно в золотой середине. Они не отказываются от свободы анимационной пластики и не стремятся слишком «приземлить» происходящее на экране — местами мультфильм и вовсе превращается в залихватский слэпстик в лучших традициях условного «Луни Тюнз» или Ханна-Барберы. Но в то же время и не слишком потакают маленькому гиперактивному зрителю: дают отвлечься на личную драму персонажей и позволяют себе социальный комментарий на тему техномонополий, сливающих данные своих пользователей алгоритмам.
Местами «Митчеллы против машин» превращаются в весёлую версию «Чёрного зеркала». В худшие моменты авторы даже позволяют себе глуповатые шутки о людях, готовых самостоятельно пойти в рабство ради бесплатного вай-фая (об этих моментах, впрочем, быстро забываешь — большинство гэгов тут всё же в цель попадают). Впору бы начать кричать о поверхностной технофобии, но «Митчеллы против машин» на любые серьёзные претензии отвечают оглушительной иронией. Восстание техники в фильме случается по самой идиотской причине, которую только можно придумать: смартфон обижается на своего создателя и решает уничтожить человечество, которое не умеет обращаться ни с механическими помощниками, ни даже с собственными родными. Кульминацией становится не масштабная битва с роботами, а сражение отца семейства с компьютером — для победы ему нужно всего лишь открыть видео с YouTube, но это для убеждённого ретрограда становится невыполнимой задачей.
«Митчеллы против машин» не относятся к себе серьёзно и смеются вообще над всеми: прогрессивными хипстерами и скучающими бумерами, техномагнатами и насквозь фальшивыми парочками, создающими с помощью соцсетей образ идеальной семьи с обложки глянцевого журнала. И в то же время очевидно, что авторы всех этих нелепых людей очень любят и с большой симпатией относятся к неуклюжему миру, в котором мы все с вами оказались. «Митчеллы» вообще один из немногих примеров по-настоящему «современного» кино — они не стесняются осмыслять реальность в форме ёмких мемов и позволяют себе такую визуальную раскрепощённость, что раньше можно было увидеть только на безумных роликах с YouTube (такие, собственно, тут снимает главная героиня Кэтрин). Посреди сцены может возникнуть эффектный интертитр, голова злодея вдруг превратится в морду бабуина из смешного видео, а эмоции персонажей временами подчёркиваются корявыми рисунками, как бы сделанными поверх изображения. Такой фильм мог выйти только в эпоху TikTok и быстрого контента, и это вовсе не негативная его черта — напротив, показатель того, как точно создатели чувствуют эпоху.