Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Что не так с Джерардом Батлером? Как многообещающий актёр зарыл талант в дешёвых боевиках

Нисхождение во второсортное кино: драматические роли и статус амбициозного артиста, похоже, больше не принадлежат Батлеру.

Добавить в закладки
Что не так с Джерардом Батлером? Как многообещающий актёр зарыл талант в дешёвых боевиках

Законодатель новой мужественности — на весь Голливуд и Интернет

В последние два десятилетия Джерард Батлер старательно работал над собственным актерским амплуа — его полюбили как голос новой маскулинности и как исполнителя, вогнавшего в актерскую мышцу инъекцию с тестостероном. Хоть шотландец и дебютировал еще в 1997 году, зарекомендовав себя в исторической драме «Миссис Браун» (да и еще много где — в нулевых Джерард часто снимался на второплановых ролях), боевое крещение Батлера состоялось в 2007 году, в эпическом полотне «300 спартанцев». Образ царя Леонида, бросившего вызов Персидской империи и армии Ксеркса, оказался иконическим: Батлер одной ногой отправлял вражеского посла в яму и оглушительно ревел «это Спарта!», попутно становясь звездой — как в Голливуде, так и в медиасфере (мемы про Спарту, кажется, покрыли все интернет-пространство). 


Джерард Батлер в роли царя Леонида на кадре из фильма «300 спартанцев»

Джерард Батлер в роли царя Леонида на кадре из фильма «300 спартанцев»

Агрессивная мужественность и нескрываемый шарм брутальности — Батлер быстро сделал себя продуктом определенного импринтинга. Сегодня амплуа Батлера запросто описать термином, в те годы ещё не вошедшим в словоупотребление, — «токсичная маскулинность». Он был сдержанным мачо с завидным аполлоническим телом (об этом все два часа «Спартанцев», да и ромкома «Голая правда»), проявлял нетолерантность к геям (взрывной эпизод с Томом Харди из «Рок-н-рольщика»), более того — боролся с прогнившей системой правосудия (суровый мститель из «Законопослушного гражданина»), измываясь над прокурорами и судьями. Его актерские выходы, конечно, быстро получали обратную связь и находили массового зрителя — в паутине Интернета и сетевой виральности. Он шинковал отряды персов в ущелье Фермопил, там же героически встречал смерть, а в «Законопослушном гражданине» изумлял хладнокровным планом (недаром герой — первоклассный инженер): месть за убийство семьи и вызов правоохранительной системе, как отмечали критики, превращали протагониста в эдакого Ганнибала Лектера напополам с Джоном Крамером. Как бы в свое время ни ругали «Законопослушного гражданина» (парадоксальный контраст между низким рейтингом и народной любовью к фильму), тем не менее в Батлере разглядели серьезного актера — драматичного, подчас способного убедительно маяться и горевать. И следом — есть стейк и ставить на уши всю Филадельфию, сидя в тюремной камере.

Джерард Батлер на кадре из фильма «Призрак оперы»

Джерард Батлер на кадре из фильма «Призрак оперы»

Конечно, Батлер умел быть разноплановым, как бы критики ни убеждали нас в обратном. Он свободно варьировал и расширял эмоциональный диапазон: в «Призраке оперы» предстал в неочевидном образе затворника, которому не чужды горе и ревность (к тому же Батлер там еще и неплохо пел), гибко переходил к сентиментальным ролям — чего стоит наивная, но показательная мелодрама «P.S. Я люблю тебя», где Батлер получил статус образцового мужа. А в «Проповеднике с пулемётом» шотландец искал не самые очевидные пути к миротворческим целям в Уганде. Он не только конфликтовал с бандитами, но и помогал бездомным детям обрести приют. Не будем забывать, что в новое тысячелетие Батлер вошел в ипостаси, которую сегодня вряд ли кто-то на него примерит, — самого графа Дракулы («Дракула 2000»).


Падение с актерского олимпа


В последние несколько лет Батлер кардинально сузил галерею актерских масок, за что его, конечно, успели приравнять к Джейсону Стэтхэму, Лиаму Нисону и Дензелу Вашингтону — боевой троице, которая видит призвание в жанровом кино с попеременным чередованием перестрелок и взрывов. Старт дал Антуан Фукуа с «Падением Олимпа» — ураганным экшеном, в котором Джерард Батлер спасает президента из лап северокорейцев, захвативших Белый дом (что само по себе завязка на убойную комедию). Образ флегматичного агента секретной службы подвел критиков и зрителей к логичному сравнению: из Батлера выпестовывают нового «крепкого орешка», который мог бы взять на себя боевые сверхзадачи Уиллиса, в том числе спасти страну от очередных захватчиков. Но батлеровскому Майку Бэннингу не хватило того экстракта дерзости и самоиронии, которым отличался Джон МакКлейн. «Падение Олимпа» защемило творческую свободу актера, но развязало руки — он бродил по кабинетам Белого дома, махался в Овальном кабинете и работал желваками.

Джерард Батлер в роли Майка Бэннинга на кадре из фильма «Падение Олимпа»

Джерард Батлер в роли Майка Бэннинга на кадре из фильма «Падение Олимпа»

На этом Батлер не остановился. Миссия боевого спасителя и разоблачителя мировых заговоров продолжилась в «Падении Лондона» и следом в «Падении ангела». Боевой арсенал, упорство и смекалка — главное оружие Батлера, совершившего перекалибровку: от драматизма к чистому мачизму. И, как заметили критики, отдавшего глубину на откуп брутальному образу спасителя из 90-х. В общем, теперь это никакой не драматический актер, а лишь пустой сосуд. После совсем карикатурного Сета в «Богах Египта» (зато с какими доспехами и в какой физической форме!), скользкого детектива-подонка, идущего по следам грабителей, в «Охоте на воров» и хладнокровного убийцы из шквального «Хорошего, плохого, копа» Джо Карнахана, кажется, Батлера окончательно выписали из лиги серьезных исполнителей — фанаты уже наверняка готовы мириться с релизами с именем Джерарда в титрах где-нибудь на VOD-сервисах.

Куда уходит Батлер…

Теперь актеру по силам и фильмы-катастрофы, где шотландец — непременный герой (разгуляться можно от «Хантер Киллера» до «Гренландии»). Стрельба, драки, мощные мускулы — все это вшито в каркас второсортных поделок с участием Батлера, и менять условия художественного существования, кажется, новая звезда боевиков не намерена. Злую иронию усиливает факт: в карнахановских «Копах» он будто бы повторяет партию из «Законопослушного гражданина», но значительно упрощая персонажа — герой тоже попадает за решетку с конкретной целью и даже оттуда умудряется угрожать своему неприятелю. Теперь критики Батлера все чаще удостоверяются в претензиях, которые в начале 2010-х, казалось, были не столь обоснованны, — в одномерности его экранных характеров, в закапывании таланта под эгидой совершенно напрасного жанра (о смерти боевиков говорят даже самые ленивые). И новоиспечённый триллер «Пропавшая» уже успел собрать негативные отклики — в этот раз не обошлось без хуления Батлера, на шестом десятке лет принявшего боевую эстафету от Лиама Нисона.

Ждёт ли нас когда-нибудь актёрский ренессанс? Есть в этом большие сомнения, поскольку с годами, как показывают примеры актёрских фильмографий, исполнителям все сложнее покидать зону очень уж странного комфорта. И Батлер, похоже, окончательно нашёл свою.

Джерард Батлер в роли Клайда Шелтона на кадре из фильма «Законопослушный гражданин»

Джерард Батлер в роли Клайда Шелтона на кадре из фильма «Законопослушный гражданин»
Текст: Константин Мышкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?