С 30 сентября на экранах страны «Веном 2». Том Харди против Вуди Харрельсона. Веном против Карнажа. Что делать, если история противостояния огромных зубастых слизней вам не понравилась? Не спешите рвать отношения с плохишами на экране. Мы собрали 5 фильмов (и 1 сериал) о суперзлодеях, которые меняют привычный взгляд на знакомый жанр.
Спродюсированный Джеймсом Ганном «Гори, гори ясно» (BrightBurn) — это редкая попытка поженить хоррор и супергериоку. Представьте, что Супермен родился немножко похожим на Омена. Именно это произошло с Брендоном. 12 лет назад он из космоса упал на сарай своих родителей. Теперь Брендон ходит в школу, но одноклассники не понимают щуплого мальчика и травят его. Зато скоро мальчик сам поймет, кто он такой, и пойдет по трупам. Аппетиты быстро разрастутся, будет задействован даже самолет. Режиссер Дэвид Яровески, набивший руку на фильмах ужасов, радикально перекраивает миф о Супермене под рамки хоррора: будущий спаситель человечества оказывается убийцей, одержимым мировым господством.
В сериале «Пацаны» люди со сверхспособностями – обыденность. Помимо спасения мира они снимаются в кино, заключают рекламные контракты, становятся лицами компаний и т.д. Но за блеском публичной жизни они скрывают секретные государственные заказы, преступления и банальный кровавый произвол. Власть опьяняет и тихо сводит с ума. А пацаны – это четверо оперативников, у каждого из команды есть мотив для мести, их цель – одного за другим истребить всех супергероев, чтобы мир стал лучше. Третий сезон «Пацанов» вышел на Amazon Prime Video в сентябре. Первые два заслужили сериалу статус циничной и жесткой сатиры на жанр. Оправдает ли третий сезон ожидания, посмотрим…
В 2019 году главный приз Венецианского кинофестиваля забрал «Джокер» Тодда Филлипса. Событие беспрецедентное. Кино, связанное с таким «низменным» жанром, как комикс, никогда не удостаивалось «Золотого льва». История проста. До того как стать «Эйнштейном преступного мира», Артур Флек работал на улице клоуном-зазывалой. Дела шли очень паршиво. В исполнении Хоакина Феникса будущий весельчак превратился в униженного и оскорбленного, травмированного жестокой средой человека. Его психическое заболевание — следствие отравленных улиц Готэма. Стилистически и тематически «Джокер» наследует «Таксисту» и «Королю комедии» Мартина Скорсезе. Скорсезе выступил продюсером, а Де Ниро сыграл тут последнего противника Джокера, реального короля комедии.
«Отряд самоубийц: Миссия навылет» — это не продолжение, а полный перезапуск «Отряда самоубийц» 2016 года, который, мягко говоря, никому не понравился. Решиться на воскрешение провальной франшизы студия DC могла, только имея козырь в рукаве. Козырь — создатель «Стражей галактики» Джеймс Ганн. Большой любитель музыки и жанрового кино 80-х наконец снял боевик, без оглядки на травоядную цензуру Disney. Снова, как и в «Стражах», в пантеоне вселенной DC режиссер выбирает самых маргинальных героев. Один, например, запускает во врагов собственные руки. «Отряд самоубийц» — черная пародия на фильмы про раскачанных коммандос и международных террористов. Немного и про инопланетян. Враги разлетаются на мелкие кусочки. «За мир я готов убивать женщин и детей», — чеканит Миротворец.
Сольный фильм про Дэдпула был нужен фанатам Marvel как глоток свежего воздуха. И не только потому, что это первый проект студии, рассчитанный на полностью взрослую аудиторию. С детской непосредственностью фильм гребет сквозь горы трупов, высмеивает кондовые представления жанра о добре и зле, систематически обламывает зрительские ожидания и брызжет туалетным юмором. В центре бенефис Райана Рейнольдса, он часто ломает «четвертую стену» и раздает вредные советы или сыпет липкими шутками. Шуток много, все они очень постмодернистские. Но не это главное. Главное, что дал вселенной Marvel «Дэдпул», — это сумасшедший градус самоиронии.
В 1987 году маг Алан Мур дописывает графический роман «Хранители». Комикс потом назовут «ярким примером деконструкции супергероики». Грубо говоря, Мур предположил, что было бы, если бы супергерои были не святыми, а просто людьми. Крамольное допущение сразу же сбило с оси однозначное представление о добре и зле, царствовавшее в жанре. Оказалось, что с большой силой не всегда приходит большая ответственность. А супергерои либо глубокие маргиналы, презираемые обществом, либо оружие в руках властей. В 2009 году Зак Снайдер снимает экранизацию, в которой прекрасно передает атмосферу надвигающегося конца света. Иногда он покадрово копирует ракурсы и планы со страниц оригинального комикса. Мрачный стиль Мура и фирменный рапид Снайдера отлично дополняют друг друга. Эпическое трехчасовое повествование оставляет после себя ощущение столкновения с огромной могильной глыбой.