Редкий человек в Голливуде на вопрос о том, зачем он занимается кинематографом, первым делом вспомнит о деньгах. Вам расскажут об искусстве, о желании самореализации, о стремлении оставить след в истории или культуре, о любви и жертвенности, но деньги… Это оставят на пятую или десятую очередь. А ведь отрицать то, что современный кинематограф превратился в большой бизнес, не станет никто. Парадокс – деньги зарабатывать хотят все, а признаваться в этом никто не стремится. Впрочем, и здесь есть свои белые вороны – компания Relativity Media и ее руководитель Райан Кэвэна сразу заявили, что пришли делать в Голливуде большие деньги. Получилось ли?
История многих кинокомпаний, и тех, о которых мы уже рассказывали, и тех, что еще предстоит вспомнить, зачастую неразрывно связана с историей человека, их основавшего. Relativity Media – плоть от плоти своего генерального директора Райана Кэвэны, поэтому именно с него мы и начнем изучение теории «Относительности» (так переводится английское Relativity).
Будь подобная строчка в предложениях букмекерских контор, мы без малейшего сомнения поставили бы на то, что в недалеком будущем о Райане Кэвэне будет снята биографическая лента. Причин, что этого фильма все еще нет, может быть всего две: либо это не позволяет сделать сам Кэвэна, либо продюсеры просто не торопятся начинать работу над биопиком, потому что жизнь их героя до сих пор активно пополняется фактами. Кэвэне еще нет и сорока, а он уже один из самых влиятельных людей в Голливуде. И останавливаться на достигнутом Райан не собирается.
Райан Кэвэна родился в Лос-Анджелесе в семье брокера по недвижимости и стоматолога, открывшего собственный бизнес. Образование молодой человек получил в престижном Калифорнийском университете, в месте, между прочим, тесно связанном с Голливудом, используемом и для съемок, и для пополнения людского капитала. Впрочем, тогда Кэвэну больше интересовала экономика, и по окончании учебы Райан открыл небольшую венчурную фирму. Зная, чего добился сейчас наш герой, можно предположить, что небольшая фирма могла стать лидером рынка, если бы не террористический акт 11 сентября 2001 года. Будущее внезапно стало туманным, на рынке долгосрочных вкладов в перспективные проекты случился спад, и в конечном итоге компанию пришлось ликвидировать. Однако опыт этот не пропал даром, Кэвэна понял, что нет более подходящей для него и его представлений о вложении денег отрасли, чем кинопроизводство. Именно производство, потому что Кэвэна рассматривал кино исключительно сквозь призму финансов. Целью его работы в Голливуде стало использование математических и экономических средств для привлечения финансирования в кинопроекты более эффективным образом, чем это было раньше. Для реализации своего метода Кэвэна и сколотил компанию Relativity Media.
Изначально Relativity Media являлась неким передаточным финансовым звеном между инвесторами и производителями кино – математические модели, в частности «метод Монте-Карло», позволяли Кэвэне и партнерам рассчитать успех будущего фильма. Поработав на других, Кэвена решил: а почему бы не делать кино самому, – и добавил к спектру выполняемых Relativity Media работ «производство фильмов». Конечно, полный цикл финансовая компания на себя не берет, но с каждым годом принимает в работе над картинами все большее участие. Начало было положено в 2006 году, когда первым вкладом Кэвэны в самого себя стало партнерство на «Тройном форсаже: Токийском дрифте». Тогдашний «Форсаж» – не чета нынешнему, но Кэвэна рискнул, и его ставка вернулась, удвоившись. Следующим математическим проектом стал «Рики Бобби: Король дороги», а затем анимационный «Дом-монстр» с одинаковым результатом – фильмы собирали ровно вдвое больше своего бюджета. Математика не врет!
К принципам работы Relativity Media стали присматриваться мейджоры. Columbia Pictures и Universal Pictures с удовольствием брали Relativity Media в партнеры, если последняя гарантировала успех проекта. А ведь многие проекты без подробного разбора математиков и аналитиков Кэвэны могли и не дойти до большого экрана: «В погоне за счастьем» с Уиллом Смитом, «Искупление» Джо Райта, «Опустевший город» – драма с участием Адама Сэндлера – этим фильмам сложно было бы пробиться к зрителю без «справки» от Relativity. Больше того, студия бралась и за не самые очевидные вещи. Возродить вестерн? Relativity подсказывает – беритесь за «Поезд на Юму». Переплюнуть классику в жанре криминальной драмы? Relativity рекомендует «Гангстера». Комикс-экранизации? Relativity советует вернуть на экраны Хеллбоя и дать уже Николасу Кейджу сыграть «Призрачного гонщика». Не обошлось, правда, и без ложки дегтя – никакая математика не могла предсказать провал «Эвана Всемогущего». Но такие исключения лишь подтверждают правило: «Relativity Media гарантирует это!»
К 2009 году удачные ходы Кэвэны позволили Relativity Media приобрести студию Rogue Pictures с ее библиотекой жанрового кино и будущими проектами, среди которых были «Последний дом слева», «Нерожденный», «Забери мою душу» и другие. В 2011 году Relativity заключила партнерское соглашение с китайской SkyLand, годом спустя Кэвэна провел ряд переговоров о приобретении немецкой студии Senator Entertainment. Бизнес идет отлично.
Да и творчески Relativity Media чувствует себя вполне уверенно. «Белоснежка: Месть гномов», «Девичник в Вегасе», «Области тьмы», «Война богов: Бессмертные» – в копилке студии есть самые разные проекты для всего спектра аудитории, неизменно приносящие деньги. Однако годы, проведенные в Голливуде, заставляют думать не только о сборах. К счастью, с наградами у студии тоже все в порядке – в ее библиотеке есть такие любимцы критиков, как «Семь жизней», «Социальная сеть», «Отверженные», «Боец». Свыше 200 фильмов, появление которых было просчитано аналитиками Кэвэны, заработали в прокате более 17 миллиардов долларов и получили 60 номинаций на «Оскар». Напомним, Райану Кэвэне нет еще и сорока… Свой подход к выбору фильмов он описывает очень просто: «Сколько людей видело “Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса”? Полтора человека. А мой “Шопо-коп” принес 200 миллионов. Я выбираю “Шопо-копа”. Каждый день». Единственной своей промашкой Кэвэна может считать отказ от участия в работе над «Человеком, который изменил все» – по иронии судьбы фильм, отвергнутый с формулировкой «спортивные фильмы никогда ничего не собирают», наиболее точно демонстрирует тот принцип, что использует в своей работе сам Райан.
Что же гарантирует Relativity Media в 2013 году? «21 и больше» уже прошел в прокате, «Малавиту» еще можно успеть застать в кинотеатрах, вот-вот на экраны выйдет «Армагеддец». В проектах – ремейк «Ворона», «Незнакомцы 2», «Охотник-убийца» МакДжи. Райан Кэвэна ошибается редко, математика – еще реже. Искусству остается только подчиниться.
Самые кассовые фильмы: «Отверженные», «Девичник в Вегасе», «Война богов: Бессмертные».
Крупнейшая неудача: «Эван Всемогущий».