Веселый, но плоский и подчеркнуто материалистичный детский мюзикл о прелестях жизни в пентхаусе нью-йоркского миллиардера
Десятилетняя темнокожая сирота Энни Беннетт (Кувенжане Уоллис) живет в домашнем приюте зловредной мисс Ханниган (Кэмерон Диаз) и мечтает найти своих родителей, бросивших ее, когда она еще была малышкой. Однажды ее спасает от попадания под машину чернокожий миллиардер Уилл Стакс (Джейми Фокс), который оказался в бедном районе Нью-Йорка, потому что старался убедить местных жителей проголосовать за него на выборах мэра. Когда пресса узнает, что Уилл совершил геройский поступок, советники бизнесмена предлагают ему на время кампании поселить Энни в его пентхаусе, чтобы показать избирателям его доброту и человечность. На самом деле Стакс особенно не отличается ни тем, ни другим. Но он все же соглашается приютить девочку, и у Энни начинается новая, запредельно богатая жизнь.
Чтобы верно оценить «Энни», нужно понять, что это за история. Прочтя синопсис фильма, легко предположить, что это должна быть нежная сентиментальная история о маленькой сиротке и мужчине, который становится ее приемным отцом, – что-то вроде молодежной «мыльной оперы» «Фостеры» на канале ABC Family, которая вот уже два сезона освещает сложные, глубоко эмоциональные отношения в семье, где четверо приемных детей. Однако «Энни» слеплена из другого теста.
Газетный комикс «Маленькая сиротка Энни», который лег в основу мюзикла 1977 года, осовремененного для прошлогодней киноэкранизации, начал издаваться в 1924 году (понятно, тогда его герои были белыми, а не чернокожими – Энни и ее «папу» перекрасили для новой экранизации). Пик его популярности пришелся на конец 1930-х, на эпоху ранних комиксных супергероев, и, как это ни удивительно, ближайший родственник Энни – Робин из комиксов о Бэтмене. Оба они – сироты, которым читатели завидовали не потому, что они обрели любящую семью (ну какая из Бэтмена «любящая семья»?), а потому, что они поселились в особняках миллионеров и получили доступ к богатствам, роскоши и приключениям, о которых простые американцы времен Великой депрессии могли только мечтать. Как и «Бэтмен», «Энни» была прославлением капитализма и пощечиной социализму. Зачем мечтать о «взять и поделить», если можно мечтать о накоплении собственного состояния или унаследовании чужого? Гора денег для одного куда лучше, чем поровну поделенные гроши!
Имея это в виду, невозможно критиковать мюзикл Уилла Глака за то, что в противном случае показалось бы недоработкой. Джейми Фокс в роли Стакса ни в начале, ни в конце фильма не излучает отеческой теплоты? Кувенжане Уоллис в роли Энни предстает настолько счастливой, оптимистичной, самостоятельной и психологически сбалансированной, что, кажется, что ей вовсе не нужны родители (учителя – другое дело…)? Роуз Бирн в роли Грейс, помощницы Уилла и потенциальной «матери» Энни, лишь немногим теплее мраморной статуи? Не беда – они прекрасно подходят друг другу, а фильм совершенно не о том, как важно найти любящих и добросердечных родителей, а о том, как круто жить в пентхаусе, который оборудован как «умный дом», подстраивающийся под желания его обитателей. В картине даже есть песня, специально посвященная прелестям дома Стакса, и персонажи буквально ходят колесом от счастья, что Энни причастится к электронному великолепию. Уилл же – лишь бесплатное приложение к его богатствам и возможностям (полеты на вертолетах, походы на премьеры и так далее).
Циничный материализм? Еще бы! Но все мечтают о том, чего у них нет. Несчастные дети грезят о любящих родителях, а счастливые дети, у которых такие родители уже есть, мечтают о дорогих подарках, прикольных гаджетах и тому подобных вещах, которые приходят с запредельным богатством. И именно для таких детей «Энни» оказывается экранной «сбычей мечт», волшебным путешествием в мир детского гламура. И даже хорошо, что мистер Стакс и мисс Грейс не особенно теплы и радушны. Папе с мамой конкуренция не нужна!
Минимальная сентиментальность «Энни», дающая о себе знать лишь в нескольких ключевых сценах, позволила сделать картину на 99% комедией, порой довольно едкой. Так, когда Энни уговаривает Уилла пойти в кино, герои смотрят уморительно-нелепую пародию на «Сумерки», где главных героев играют Эштон Кутчер и Мила Кунис. А каждое появление на экране мисс Ханниган становится упражнением в фарсовом переигрывании. Кэмерон Диаз основательно готовится к тому времени, когда ее внешность окончательно потускнеет и ее будут снимать не как красотку, а как комическую актрису. Прочие звезды также шутят напропалую, но Диаз делает это с таким смаком, будто в нее вселился Джим Кэрри времен их совместной игры в «Маске».
А что же песни и танцы? При работе над ними Глак допустил непростительный промах – нанял Джейми Фокса. Когда только звезда «Рэя» начинает петь, сразу слышно, что из ведущих актеров он в фильме – единственный серьезный музыкант, и на его фоне все остальные теряются.
Как видите, это не то кино, которое надо смотреть и слушать ради музыкальных номеров. Хотя сами по себе некоторые песни – жанровые хиты (в частности, Tomorrow Энни and It's the Hard Knock Life ребят из приюта), их исполнение до бродвейских вершин не дотягивает. Правда, и слух особенно не режет, а большего от современного Голливуда ждать не приходится. Времена, когда «фабрика грез» была фабрикой мюзиклов, закончились еще полвека назад. И хотя некоторые студии и режиссеры пытаются их вернуть, петь и танцевать в мейнстримном кино лучше не начнут, пока кинозвездами не будут становиться благодаря этим талантам. А в наши дни даже поп-музыка работает иначе!
С 19 марта в кино.