Спортивная драма о недостижимом совершенстве.
Алекс (Изабель Фурман) — первокурсница колледжа, которая, несмотря на полную стипендию, не может расслабиться и стремится во всем достигать лучшего в ущерб своему психологическому состоянию. Перфекционизм приводит девушку в университетскую команду по гребле, где ей за короткий срок необходимо добиться небывалых результатов, чтобы в очередной раз стать первой.
Героиня Изабель Фурман — прямая наследница изящной балерины Нины («Черный лебедь») и целеустремленного барабанщика Эндрю («Одержимость»). Перекличка не случайна: постановщица-дебютантка Лорен Хэдэвей была звукорежиссеркой фильма Дэмьена Шазэлла и, очевидно, решила продолжить эпопею мастеров в поисках совершенства. Пусть гребля и не является популярным видом спорта в кино, это вовсе не мешает сюжету выбрать верный тон и заставить зрителя плыть против течения по волнам истязаний и помешательства.
Во многом «Мания» делает заметные успехи: операторской работе в одно мгновенье удается запечатлеть, как спортсменки сливаются воедино с лодкой и противостоят пленительной темноте воды (зачастую героини тренируются в 5 утра), в другое — помутнение рассудка молодой девушки, которая, пытаясь игнорировать головокружение и шум в ушах, безжалостно мучает собственное тело.
Но одно из главных отличий «Мании» от той же «Одержимости» — это отсутствие дуэта ученик-учитель. Никто не заставляет Алекс хоронить себя заживо. Ее тренеры, напротив, не прочь напомнить, что она в первую очередь студентка, а лишь потом спортсменка. Наставником-мучителем, который вынуждает через силу просыпаться до рассвета и делать порезы на теле, является сама Алекс. И в какой-то степени это действительно оглушительный смелый ход, но одновременно и причина, по которой образовываются пробелы в драматургии и теряется столь необходимое жанру напряжение.
Раскрывая темную сторону спорта, Хэдэвей использует греблю лишь как способ поговорить об открытой ране современности. Не нужно обилия метафор, чтобы понять, что высказывание авторки — о навязчивой идее успеха, разрушающей молодое поколение. Кому, как не миллениалам или зумерам, знать, что такое страх перед будущим и болезненное стремление достичь как можно большего. Далеко ходить не нужно: об этом кричат подростковые фильмы и блогеры-миллионеры в Сети. В результате формирования такой реальности ошибочно считается, что если ты недостаточно хороша для гребли/оркестра/чего бы то ни было, то остаешься никем. «Мания» использует нерв спортивной драмы и длинные весла, чтобы в конечном итоге обнажить психологическое состояние студентки, чья жажда победы едва не стоит жизни. И, кажется, это одна из причин, почему нам стоит запомнить имя начинающей режиссерки Лорен Хэдэвей.