Ещё одна попытка показать, как в сталинских лагерях не только погибали, но и выживали.
Экранизация романа Захара Прилепина, повествующего о заключении и злоключениях Артёма (Евгений Ткачук), попавшего в Соловки во времена начала сталинских репрессий. В отличие от предубеждений, сериал отличается невероятной лёгкостью: в лагерях не только выживают, но и любят, пьют, молятся, ходят в театр и заводят разговоры о писателях и поэтах с реально существовавшим начальником тюрьмы Эйхманисом (прототипа Эйхманса неожиданно сыграл Сергей Безруков).
Кому-то может нравиться творчество Захара Прилепина, кто-то его на дух не переносит. Но несомненно одно: его роман «Обитель» – одна из самых спорных и обсуждаемых российских книг 2010-х годов. Её экранизация была вопросом времени. Когда руководство ВГТРК объявило о запуске телесериала, публика даже не столько переживала по поводу актёрского состава, сколько ее волновала кандидатура на пост режиссёра. Это очень симптоматично, ведь тут был важен не только творческий бэкграунд постановщика, но и его политическая позиция. «Лишь бы не Бортко», – шептали представители либеральных кругов. «Лишь бы не Панфилов», – вторили им их оппоненты. Эти опасения понятны, в романе есть две сюжетных линии, кардинально отличающихся друг от друга. Первая – это повествование о жестокости, царившей в С.Л.О.Н.е (Соловецком Лагере Особого Назначения). Вторая – романтическая. Именно эта связка двух сюжетов, неудобная для всех, и родила споры вокруг «Обители». Лучшей рекламы не придумаешь.
В конце концов появился режиссёр Александр Велединский. История умалчивает, кто кого выбрал, ВГТРК – Велединского, или он сам пришёл. Но это успокоило всех. У постановщика есть опыт успешной работы с не самым выдающимся литературным материалом (писатель Алексей Иванов признаёт то, что повесть «Географ глобус пропил» была чем-то вроде пробы пера). Плюс к этому у Александра Алексеевича в его фильмографии есть экранизация рассказов тоже не обошедшего большую политику писателя Эдуарда Лимонова, как и когда-то собрата по взглядам Захара Прилепина.
У зрителей претензий к экранизации «Обители» очень много. И в основном они касаются актерского состава. Это Безруков в роли главного душегуба и начальника Соловецкого лагеря Фёдора Эйхманиса («какой-то он добрый»). Это Александра Ребенок в роли Галины (она многим кажется «карикатурной чекисткой»). И Артём в исполнении Евгения Ткачука (он как будто не тянет на главного героя, «слишком слабохарактерный»). А между тем надо бы вспомнить, что в литературном оригинале рассказ ведётся от третьего лица, в сериале же мы видим происходящее в лагере глазами Артёма. Все ужасы Соловков показаны в романе достаточно подробно, без разбега и предисловий, если не считать пролог «от автора».
Другое дело, что все «прелести» С.Л.О.Н.а показаны слишком подробно. Под этими «прелестями» мы имеем в виду конкретно светскую жизнь. Вот вам театр с «Днями Турбиных», вот кинотеатр, вот интеллигентские беседы за едой. Под едой здесь подразумевается не только завтрак, обед и ужин, а еще и чай с баранками. Этих чаепитий слишком много, включая прогулки на восхитительно снятой природе. Даже жестокие расстрелы после просмотра не так сильно врезаются в память, как бытовые сцены.
В романе Прилепина, несмотря на то что он участвовал и в написании сценария сериала, всё описано куда грязнее, омерзительнее и более отталкивающе. Каждый шаг Артёма в первоисточнике отдаёт по лбу, мы видим главного героя постоянно на острие ножа. В каждой сцене он находится на каком-то пике везения. Чуть не зарезали, зато положили в больницу (палаты у Прилепина отвратительны, если это вообще можно назвать «палатами», в отличие от Велединского). Чуть не застукали в адюльтере, зато вовремя сбежал. Таких «чуть» раскидано по всему роману, но в кино Артём ходит по натуре и общается с интеллигентными людьми на вы, и его, избитого, со сломанными частями тела, совсем не жалко. Даже начальник Эйхманис не страшный. В книге читать эпизоды с его участием ужасно именно потому, что это умный, начитанный, выдающийся дьявол. В фильме Велединского он оставляет впечатление прекрасного человека, даже в совершенно диких сценах. Вот-вот начнётся реклама, и мы увидим Сергея Безрукова, который на очень доверительном тоне обещает какие-то проценты от какого-то банка. Как такого человека бояться?
На самом деле, если не придираться, не злословить, не быть предвзятым и забыть про литературный первоисточник, «Обитель» – прекрасное, едко снятое кино, от Прилепина режиссера отличает чувство юмора. По крайней мере, вставки с чёрно-белыми «историческими» кадрами сильно разряжают накаленную обстановку. Даже в начале ленты, где герои обсуждают Блока, не едут на каторгу, а, как окажется спустя минуту, снимаются в кино. Главный посыл как в романе, так и в фильме: в любой ситуации оставаться людьми.