"Сомнение", получившее пять номинаций на "Оскар", рассказывает о войне насмерть в католической школе между Мерил Стрип и Филипом Сеймуром Хоффманом.
1964 год, приходской священник в одной из католических церквей Бронкса отец Флинн читает проповедь о сомнении и его объединяющей силе – потому что сомневаются все. Скоро ему придется проверить свои тезисы на практике. Школа прихода, где он преподает, находится во власти суровой сестры Алоизии – мрачной невесты Христовой, в миру – директрисы. Подозрение в том, что отец Флинн, добросердечный гуманист со слишком длинными ногтями, находится в аморально-близких отношениях с единственным чернокожим учеником школы, запускает сестру Алоизию к действию, словно танк перед битвой. Прямых доказательств у сестры Алоизии нет, но разве сомнение это не ноша, которую должен нести любой человек, избравший действие во славу своих идеалов?
Если подбирать жанровое определение «Сомнению» /Doubt/ (2008), то вместо скучной "драмы" лучше использовать что-то вроде "моральный хоррор" – в воздухе все время пахнет серой, змеиный взгляд директора католической школы Мерил Стрип обещает «Хостел» /Hostel/ (2005), святой отец Филип Сеймур Хоффман выглядит вполне готовым как для морального падения, так и для драматической схватки с князем тьмы. Католические интерьеры и холодные осенние ветра дополняют нервозное ожидание неминуемо скверной развязки.
Ничего этого, разумеется, не будет. Режиссер и драматург Джон Патрик Шэнли, получивший за пьесу "Сомнение" Пулитцеровскую премию, "Тони" за театральную постановку по ней и пять номинаций на "Оскар" не для того так успешно капитализировал свои достижения, чтобы скатиться к вульгарному жанру. "Сомнение" это коллекция чистых нравственных парадоксов и, одновременно, реакция на злободневную неуверенность Америки в собственных основаниях – время действия, совпадающее с убийством Кеннеди и началом войны во Вьетнаме, выбрано не случайно.
А поскольку каждая фигура тут лишь метафора, вроде горгулий и пухлых ангелов с лирами, история в итоге превращается в некое умозрительное упражнение, человеческий механизм, вроде военного парада или чемпионата по художественной гимнастике, срежиссированного нью-йоркским интеллектуалом. Эта театральная механическая слаженность – несколько абстрактное, но, по-своему, глубокое удовольствие и четыре совершенно заслуженные "оскаровские" номинации за главные и второстепенные роли – дань этому удовольствию.
К тому же не часто удается увидеть Мерил Стрип в образе настоящей ведьмы, а это, в каком-то смысле, пострашнее «Изгоняющего дьявола» /Exorcist, The/ (1973).
Но, кажется, что делать сегодня фильмы на историческом материале с многозначительными намеками на современность – проявление некоторой трусоватости, уж слишком много занимательных обстоятельств подбрасывает жизнь и слишком мало ответов на вопросы.