Что бы кто ни говорил об искусстве, а бизнес-составляющую из кинематографа вычеркнуть невозможно. Кино должно продаваться, и большинство фильмов заточено на то, чтобы заработать как можно больше денег. В абсолютных величинах рекордсмен известен – «Аватар» заработал в мире свыше 2,7 миллиарда долларов. А что насчет прибыльности? Какой продюсер умеет извлечь больше всего долларов из каждого вложенного цента? Джеймс Кэмерон с его сверхкассовыми «Аватаром» и «Титаником»? Кевин Файги с обоймой комикс-экранизаций Marvel? Создатели бондианы, «Сумерек» или «Гарри Поттера», чьи фильмы неизменно становятся лидерами проката? Нет. Короля прибыли не каждый знает в лицо. Зовут его Джейсон Блум, и речь сегодня пойдет о студии Blumhouse
Прежде чем поговорить о самом прибыльном в истории кинофильме, давайте перенесемся на двадцать лет назад. В 1994 году двадцатипятилетний Джейсон Блум решил посвятить себя кино. Образованный молодой человек, родителями которого были независимый продавец произведений искусства и профессор культурологии, некоторое время провел в театре Малапарте, основанном Итаном Хоуком, где занимался продюсированием постановок, но это было не то, к чему он стремился. Блум нашел себя в компании Miramax, возглавляемой братьями Бобом и Харви Вайнштейн, именно у них он вдохнул пьянящего воздуха независимости и свободы творчества. Поскольку сам Джейсон писательскими, актерскими или режиссерскими талантами не отличался, то предпочел продюсирование, тем более что Вайнштейны располагали к поиску новых форм и стилей в кино.
Своим первым фильмом в качестве продюсера Блум выбрал картину «Забыть и вспомнить». Первые попытки изыскать финансирование для постановки дебютного фильма сценариста и режиссера Ноа Баумбаха провалились, впавшему в отчаяние Джейсону Блуму помогла семья. Хороший знакомый родителей Блума комик Стив Мартин прочитал наброски сценария и написал к ним одобрительное сопроводительное письмо. С таким аттачментом Блум и разослал готовый скрипт по Голливуду. Меланхоличная драма получила производственный бюджет, была снята и даже отправилась в Москву на международный кинофестиваль в 1995 году, но успеха там не снискала.
После этого случая Блум на некоторое время отошел от продюсирования, занявшись продажами готового кино. В Miramax его руками были оформлены сделки по полусотне фильмов, среди которых «Другие», «Дымовые сигналы», «Прогулка по Луне» и прочие. И возможно, Блум задержался бы на этом месте, не повстречай он на рубеже веков своего старого знакомого Итана Хоука. Хоук как раз планировал свою работу над осовремененной версией шекспировского «Гамлета», и Блум поспешил присоединиться к коллективу, собранному вокруг режиссера Майкла Алмарейды. Никто из участников проекта не ставит эту работу первой строчкой в резюме, но безусловным плюсом ее стало то, что именно на съемочной площадке «Гамлета» Джейсон Блум и пришел к мысли, что ему нужна своя компания. Сказано – сделано. В 2000 году Блум зарегистрировал собственную фирму, нехитро названную Blumhouse Production.
Однако, прежде чем отправиться в одиночное плавание, Блум провел еще несколько лет среди «больших братьев», сменив Miramax на Warner Bros. и поучаствовав еще в трех не слишком известных постановках в качестве продюсера. Все время до 2006 года новоиспеченный владелец производственной компании обдумывал стратегию. Привлечь сногсшибательным финансированием он не мог, своими идеями не располагал, но обладал пониманием, что свобода творчества – это именно то, что он может предоставить и что так ценят режиссеры.
Дебютной картиной для Blumhouse Production в 2006 году стала приключенческая комедия «Премия Дарвина». Откровенно говоря, стыдно за нее было всем – и Джозефу Файнсу, и Вайноне Райдер, исполнившим главные роли. Режиссер Финн Тейлор и вовсе после этой картины в кино больше не вернулся, а Блум понял, что комедия – это не его. Нужно было что-то особенное, не слишком дорогое, но привлекательное для зрителя. Решение пришло в облике израильского программиста по имени Орен Пели, в голове которого складывался сценарий фильма о призраках, населяющих дом, напичканный видеокамерами. Неизвестно, что больше понравилось Блуму – идея, копеечный бюджет или то, что Пели брал на себя обязанности сценариста, режиссера, оператора и монтажера, – но стороны ударили по рукам и приступили к работе над «Паранормальным явлением». Хэллоуин 2007 года стал для Blumhouse Production вторым днем рождения – фильм с бюджетом в 15 тысяч долларов собрал в мировом прокате 193 миллиона, окупившись почти 13 000 раз! Невероятные цифры и недостижимый рекорд прибыльности!
Такой куш создал отличный задел для будущего студии, Блум получил возможность поработать с самыми яркими актерами. Увы, без особого успеха – комедия «Случайный муж» с Колином Фертом и Умой Турман в 2008 году прошла незамеченной, перевоплощения Дуэйна Джонсона в комедийного героя в «Зубной фее» в 2010-м критики не оценили, стороннее продюсирование «Чтеца» с Кейт Уинслет лишь разожгло аппетит Джейсона Блума. На этом фоне в 2010 году Блум окончательно сформировал свое представление о правилах внутри Blumhouse Production – бюджет картин не должен превышать 3 миллиона долларов, на эти деньги режиссеры вольны творить что угодно, компания занимается только производством и распространением, не влезая в творческую часть. Такие «правила жизни» моментально нашли отклик – Орен Пели на базе Blumhouse Production продолжил франшизу «Паранормальное явление» (три последующих фильма принесли полмиллиарда долларов прибыли), создатель «Пилы» Джеймс Ван пришел в компанию с идеей другого хоррора – «Астрал» (ставшего, кстати, рекордсменом прибыльности в 2011 году), старый приятель Итан Хоук, внезапно обратившийся к тематике фильмов ужасов, нашел себе прибежище с «Синистером» и «Судной ночью», Роб Зомби воплотил на экране «Повелителей Салема». За какие-то три года Blumhouse Production стала главным хоррор-производителем в мире…
Если поначалу Джейсон Блум и опасался, что одними ужасами сыт не будешь, то теперь этим сомнениям места нет – «Паранормальное явление» идет уже на пятый заход, «Астрал: Глава 2» отбил бюджет в первый же уик-энд, «Синистер» и «Судная ночь» вполне могут получить продолжения, Орен Пели готовит к выпуску в 2014 году силами Blumhouse Production свой новый ужастик «Зона 51». Впереди у зрителей еще десятки минут настоящего страха, обильно заготавливаемого в стенах Дома, который построил Блум, самый прибыльный продюсер современности!
Самые кассовые фильмы: «Паранормальное явление», «Зубная фея», «Астрал».
Крупнейшая неудача: «Мрачные небеса».