Расхристанная артхаусная психологическая драма о бесчувственном человеке, который после гибели жены впервые ощущает сильные чувства
Преуспевающий инвестиционный банкир Дэвис Митчелл (Джейк Джилленхол) внезапно теряет жену в автокатастрофе. Хотя эгоистичный и отстраненный мужчина не особенно любил супругу, дочь своего босса Фила (Крис Купер), гибель Джулии выбивает Дэвиса из колеи, и он начинает совершать все более странные и опасные поступки. Более всего ему нравится разбирать и ломать окружающие его вещи. Из-за отсутствия друзей Дэвис делится своими переживаниями со службой поддержки, обслуживающей торговые автоматы, один из которых не выдал герою оплаченные конфеты. Однажды ночью мужчине звонит Карен Морено (Наоми Уоттс), которой поступают его письма, и вскоре Дэвис заводит дружбу с Карен и ее сыном-подростком Крисом (Джуда Льюис).
Есть в Америке популярное пренебрежительное выражение «проблемы первого мира». Обычно его используют по отношению к людям, которые во весь голос переживают из-за того, что показалось бы мелочью жителю Бангладеш. Конечно, потеря молодой жены – это большая беда, трагичная и в Америке, и в Африке, но все же новый фильм канадского режиссера Жан-Марка Валле («Далласский клуб покупателей», «Дикая») заставляет вспомнить слова «проблемы первого мира».
Почему? Потому что Дэвис переживает свою трагедию в максимально комфортных условиях. У него нет детей, о которых он должен был бы заботиться, зато есть любящие родители, понимающий босс (он же тесть), роскошный дом, внушительная сумма на счете… И даже исповедальные письма, которые герой пишет в первую попавшуюся организацию, удостаиваются искреннего ответа, а не механической отписки. Мир как будто бы объединился в попытке помочь Дэвису преодолеть испытание судьбы.
Но именно потому, что герой привык к абсолютному комфорту и полному отсутствию проблем и переживаний, он не знает, что ему делать с нахлынувшими на него чувствами. И он может лишь метаться из стороны в сторону, крушить мебель и разрушать свою жизнь. Пока, наконец, не перестроит свою психику и не обретет новое душевное равновесие. При желании «Разрушение» можно сопоставить с недавним мультфильмом «Головоломка», где тоже речь идет о первом трагическом душевном испытании – только не взрослого мужчины, а девочки-подростка. В обоих случаях ситуация почти выходит из-под контроля, потому что предшествующая жизнь не подготовила героев к неутихающей боли. Это тот редкий случай, когда слова «проблемы первого мира» хочется произвести не с иронией, а с сочувствием.
Другое дело, что эта потенциально сильная история изложена так хаотично и разбросанно, что фильм нужно не смотреть, а разбирать на части и анализировать, чтобы понять, что Валле хотел сказать. Лента перегружает повествование персонажами, затрагивает слишком много посторонних тем (например, Крис пытается понять, к какой половой ориентации относится) и так часто показывает разрушение мебели, как будто это самоценный экшен в боевике, а не просто отражение духовного состояния Дэвиса. Можно сказать, что хаос картины отражает хаос в голове героя, но все хорошо в меру, а Валле определенно перегнул палку.
К счастью, Джейк Джилленхал из тех актеров, за кем интересно наблюдать даже в слабоватых постановках, и его харизма и умение изображать «стукнутых» персонажей спасают ленту от провала. Хорош и Крис Купер в роли мужественного человека, который с большим достоинством переживает более страшную потерю, чем Дэвис. А вот Наоми Уоттс картина быстро задвигает на третий план, и актриса просто не успевает показать все, на что она способна. Согласитесь, что психологическая драма с мрачно-комедийным оттенком, которая так обходится с такой актрисой, не может рассчитывать не высокие оценки.
С 30 июня в кино.