
Лента о поисках таинственного коллекционера мест преступлений хороша визуально и имеет любопытную завязку, но буксует от отсутствия сильных и хорошо сыгранных персонажей
Лента о поисках таинственного коллекционера мест преступлений хороша визуально и имеет любопытную завязку, но буксует от отсутствия сильных и хорошо сыгранных персонажей.
Давно ищущая тему для журналистского расследования репортер Джулия после жуткой смерти своей сестры и ее семьи от рук маньяка натыкается на любопытную историю: сразу в нескольких случаях после убийств или суицида кто-то скупает дома жертв, а затем перепродает уже перестроенными. Каждый раз в здании исчезает обстановка и заменяются стены, пол и потолок, словно кто-то коллекционирует места преступлений. Вместе с приятелем-детективом Джулия отправляется на поиски заказчика всех этих «перепланировок», и ниточки приводят их к месту рождения журналистки. Здесь, вдали от любопытных глаз, таинственный «архитектор» сооружает самое зловещее строение в истории – дом-пазл, каждая комната которого пропитана болью и ужасом агонии.
Как один из самых свободных и независимых жанров, хоррор всегда опирался не на преходящие и быстро теряющие актуальность штампы и сюжетные схемы, а на индивидуальность постановщика, на руку и взгляд Автора. Именно в жаре фильмов ужасов наиболее четко прослеживается авторская стилистика: сложно перепутать фильмы, снятые, например, Дэвидом Кроненбергом и Робом Зомби, разительно отличаются картины Гильермо Дель Торо и Элая Рота, свой «вкус и цвет» имеют ленты Джорджа Ромеро и Орена Пели. Вот и Даррен Линн Боусман – это не просто имя в первых строках титров, это целое мировоззрение, особенный взгляд на природу страшного, ни с чем не сравнимый визуальный почерк.
В своей новой картине автор «Дня матери», «Генетической оперы» и трех частей «Пилы» не идет на поводу у зрителя, не играет в поддавки «бу-моментами», а строит свой собственный «замок с привидениями», «обитель зла» и «проклятый дом». Строит буквально, кирпичик за кирпичиком, но не из комнат, которые выкупает его зловещий злодей, а из визуальных и характерных деталей общего конструктора. Конструктора, который многим доступен, но из которого очень непросто ваять шедевры.
«Абатуар» прежде всего очень хорош визуально. Это далеко не первая попытка скрестить хоррор с нуаром, но смотрится это сочетание всегда здорово, «Лабиринт страха» картинкой напоминает «Небесного капитана» или даже «Город грехов» – чуть размытая ретрокартинка, особенно атмосферное освещение, даже в нарядах героев и макияже Джулии чувствуется сильное влияние 1940-1950-х годов. Добавьте к этому довольно любопытную концепцию конструирования «ада на земле» из мест, где произошло убийство, и несколько неплохих для жанра актерских работ – и вы получите вполне крепкий проект, который при должной реализации мог бы стать прорывным, ну или хотя бы хорошо запоминающимся.
Но именно реализация-то Боусмана и подвела. Если с визуалом в первой части все очень хорошо, то после середины лента скатывается в подражания другим классическим лентам. Есть в «Абатуаре» что-то от «Хэллоуина», проглядывают мотивы ранних лент Уэса Крэйвена, а финал и вовсе превращается в эдакий «Астрал». Будь это работа менее самобытного режиссера, «копирование» можно было бы простить, но от Боусмана хочется видеть что-то новое и свое. Вторая серьезная беда ленты – актриса, сыгравшая главную роль. Джессике Лаундес очень идет ярко-красная помада, но с эмоциями у нее явно не ладится, она постоянно невпопад пугается, хмурится и наивно хлопает ресницами. Демонстрировать ярость, с которой она идет мстить за семью сестры, Джессике и вовсе непосильно – кроме отчаяния, на ее лице ничего не видно. В какой-то мере ее поддерживает своим старанием Джо Андерсон, но и его силы не безграничны.
Наконец, разочаровывает и главный злодей картины. Вполне очевидно, что Боусман и не ставил целью демонстрировать монстра, его монстры в «Абатуаре» – это зловещий дом и зло, заключенное в самой Джессике. Но и столь блеклого антагониста, как Джебедайя Крейн, сложно вспомнить – он совершенно нехаризматичен и не вселяет ужаса. Куда интереснее в компании с ним смотрятся покрывающий зловещие дела шериф и тронувшаяся умом Элли, которую сыграла обязательная уже для жанра Лин Шэй. Удивительно, но плохие парни в «Абатуаре» вызывают мало чувств, а без эмоций хорроры не работают.
Вот и получается, что «Абатуар. Лабиринт страха» своими важнейшими компонентами вроде бы и замахивается на что-то крупное, но из-за нестыковок этих деталей не становится крепким единым целым. Есть любопытная история, есть интересные герои, есть отлично снятые нуар-сцены и эпизоды с призраками, но соединенные вместе они превращаются в тот самый дом из тысячи отдельных комнат – трещащий по швам, кособокий и не столько пугающий, сколько вызывающий недоумение.
С 24 ноября в кино.