Достигнув своего пика, «Игра» топчется на месте. Сериал остается высококачественным зрелищем, ярким и запоминающимся, но уже ощущаются проблемы с динамикой и удержанием зрительского внимания. Усидеть на Железном троне непросто даже авторам шоу
Королевская Гавань замерла в ожидании свадьбы Джоффри и Маргери, однако среди гостей оказывается столько желающих избавиться от короля-тирана, что за право нанести решающий удар разворачивается целая битва. За стеной одичалые, собравшие огромную армию, готовятся напасть на Черный замок, в котором ютятся остатки Ночного Дозора. За морем армия Дейнерис Бурерожденной освобождает город за городом, но сталкивается при этом с тем, что свобода не всегда несет счастье. Юные Старки каждый своим путем двигаются навстречу судьбе, неизменно связанной со смертью тех, кто становится им хоть чуточку близок. В игру престолов вступают все новые претенденты, но на троне оказываются самые неожиданные герои.
Если в общественном транспорте вы слышите дискуссию о преимуществе драконов над лютоволками, если в офисе коллеги разделились на сторонников Старков и почитателей Ланистеров, если дома родные и близкие обсуждают за вечерним чаем выдавленные глаза, отрезанные кисти рук и отрубленные головы, а сами вы испытываете беспокойство, если хотя бы день не слышали ни от кого бородатую шутку про то, что «зима близко», удивляться не стоит – в разгаре очередной сезон сериала НВО «Игра престолов», все сошли с ума. Мы дождались окончания четвертого сезона, чтобы с королевским размахом окинуть взором поле боя, развернувшегося на телевизионном экране.
А бой получился более чем странным. С одной стороны, сериал, безусловно, заслужил место в пантеоне телевизионной славы – рейтинги зашкаливают, фанатская армия успешно пополняется, актеры, задействованные в «Игре», стали настоящими звездами. С другой – очередные десять серий не стали тем событием, что в предыдущие годы казалось эпохальным. То ли по принципу действия любого наркотика для усиления эффекта необходимо было увеличить дозу всех компонентов гремучего фэнтезийного коктейля, то ли зритель стал слишком умным, прочитал книги Джорджа Мартина и стал подходить к происходящему в теле-Вестеросе более критично, то ли сами создатели шоу испугались той силы, которую разбудили, но четвертый сезон показался многим существенно более слабым по сравнению с предыдущим. В чем же дело, ведь по числу значительных, даже переломных сцен этот год «Игры» вполне может конкурировать едва не со всеми предыдущими? А ответ очень прост. С вершины есть лишь один путь. И это путь вниз.
«Игра престолов» достигла пика и популярности, и драматизма, и жестокости, и даже романтичности. Теперь любой следующий шаг – это шаг вниз. Теперь к каждой серии у зрителя находятся претензии, теперь сравнение с книгами стало еще более кропотливым, теперь на авторах лежит тяжкая ответственность – не расплескать. Авторы стараются: круг героев в четвертом сезоне стал более компактным (хоть это и вызывает гнев у «книжников»), съемки грандиозной битвы снова были поручены Нилу Маршаллу, размах постановки внушает трепет и благоговение (съемочная площадка охватывает четыре страны, на ней трудится свыше тысячи человек). Казалось бы, смотри и радуйся. Но вместе с ростом масштаба становится ощутимо заметно и расслоение в актерской и режиссерской работе. В четвертом сезоне особенно заметна разница в таланте между Питером Динклейджем и Китом Харингтоном, сдала Лена Хиди, из новоприобретенных актеров отметить можно лишь Педро Паскаля, впрочем, уже утраченного (при всей радости от участия в сериале Юрия Колокольникова, роль его совсем невелика, всерьез обсуждать ее нет причин). Чувствуется стремление создателей пустить пыль в глаза грандиозными компьютерными эффектами, но разве удивишь тех, кого не проняла «Годзилла», тройкой ящериц-переростков, а поклонников масштаба Питера Джексона – рисованными армиями одичалых?
При взгляде со стороны четвертый сезон выглядит переходным периодом, привалом на пути к великим битвам, предстоящим Матери Драконов и Северу, но стоит отдавать себе отчет – такого «вау-эффекта», какой зрители получили, втягиваясь в «Игру» в первом и втором сезоне, можно уже никогда не ощутить. Удивлять смертями можно лишь до определенного момента, и многими зрителями он уже пройден, разврат и порок достиг предела, доступного на ТВ, размах сражений и кровавых поединков уже едва умещается в рамках телеэкрана. «Игра престолов» из деликатеса неизбежно превратится в дежурное блюдо. Благо, блюдо остается вкусным и желанным, авторы не перебарщивают с дозами, а ингредиенты продолжают радовать. Удерживать первенство гораздо сложнее, чем достичь его. Пока на горизонте не видны достойные соперники для «Престолов», но это не значит, что колосс будет стоять вечно, нужно успевать насладиться уже сделанным и задуманным на последующие сезоны. И не привязывайтесь к кому-то из героев – Мартин обязательно их убьет. Проверено.