
Слабая со всех точек зрения романтическая комедия об очередной паре, пересмотревшей свое отношение друг к другу, рассчитана на самого непритязательного зрителя
Расставшиеся много лет назад супруги Валери и Ален направляются из Парижа в Грецию на свадьбу своей дочери. Не терпящие друг друга бывшие муж и жена оказываются на борту одного самолета, назревает конфликт, но выяснение отношений прерывается непреодолимой силой – извержением исландского вулкана, обездвижившим европейскую авиацию. Чтобы успеть на церемонию и вместе отвести дочь к алтарю, Валери и Ален вынуждены объединить усилия и отправиться в автомобильное путешествие через центр Европы.
Когда российские законотворцы и не особенно изобретательные творцы от покрытого нафталином кинематографа прошлого берутся в очередной раз выдвигать идеи «как нам обустроить российское кино», в качестве аргумента успешного противостояния Голливуду часто приводится Франция. Действительно, французская модель позволила в этой стране не только сохранить, но и развивать собственное кинопроизводство, пестовать отечественных режиссеров и актеров, поддерживать прокат и развивать зрительский вкус. Однако ошибочно будет полагать, что сто процентов выходящих во Франции фильмов – это «Трудно быть богом» или «Географ глобус пропил». Увы, уровень качества выходящих французских картин довольно сильно разнится, другое дело, что до нашего проката доходят если не «сливки», то по меньшей мере «сметана», хотя временами попадается и «молоко», а то и «сыворотка из-под простокваши».
«Вулкан страстей» впору отнести именно к самому нижнему рангу. Больше всего картина напоминает какой-то побочный продукт, который получился в результате слияния не слишком продуманного сценария, аморфной режиссуры и желеобразной актерской игры. Сложно представить, что это совсем не смешное, натянутое и безжизненное действо можно было делать на полном серьезе, с прицелом на народную любовь, и, если бы не весьма внушительный бюджет, сомнения развеялись бы моментально. Но деньги вложены немаленькие, значит, и к оценке нужно подойти серьезно.
Беды «Вулкана» видны еще на этапе синопсиса: заставить двух ненавидящих друг друга людей работать на благо единой цели – что может быть банальнее? Еще незабвенный кот Матроскин голосом Олега Табакова говорил, что «совместный труд, он – объединяет!». Удивить здесь чем-то сложно, да создатели фильма и не намерены устраивать из своей картины какую-то головоломку с неожиданными ходами – «Вулкан» прост, как три копейки. Цеплять зрителя должен был юмор, но во время съемок фильма у него, видимо, был отпуск. Планку смешному задает само оригинальное название картины – «Эйяфьядлайекюдль», рассчитанное, очевидно, на то, что потенциальный зритель надорвет животики уже на этапе покупки билетов в кассе кинотеатра (только представьте себе: «Дайте два билета на Эйяфля… на Эдляфья… на Эфьябля…» и так далее). Что ж, ответственно заявляем: такой юмор тоже имеет право на существование, вот только зачастую он не смешит, а лишь оскорбляет зрителей, пришедших на фильм. Кому же понравится, что тебя держат за тупого, а «Вулкан» идет именно по этому пути.
Вина здесь во многом лежит на Дэни Буне, российскому зрителю известном по постановке и главной роли в картине «Бобро поржаловать!». Здесь Бун – только актер, да и то с натяжкой. «Бобро», при всех его недостатках, здорово играло на поле самоиронии, а «Вулкан» прет по сюжету с каким-то невероятным серьезом. Эта серьезность напрочь лишает очарования и главных героев, и ситуации, в которые они попадают. Шутки либо превращаются в натянутые предсказуемые штампы, либо проглатываются, либо просто не получают должного воплощения. Ну посудите сами: пара главных героев путешествует всеми возможными способами через всю Европу, но умудряется почти полностью проигнорировать географические и национальные ярлыки (единственная вялая попытка – диалог: «Мы в аду?» – «Хуже! Мы в Словении»). Смешить зрителя гримасами Буна уже недостаточно, а его экранная партнерша Валери Боннетон стервозностью лишь раздражает. В результате материал, из которого у добрых людей получаются какие-нибудь «За бортом» или «Евротур», просто профукан, как развеявшийся дым пресловутого титульного вулкана.
Российским аналогом «Вулкана страстей» можно назвать дилогию «Все включено» – немного романтики, немного экзотики, немного приключений. И юмор, уровень которого рассчитан в лучшем случае на зрителей «Кривого зеркала». Развлечение слишком быстро сменяется раздражением – для комедии это смертный приговор