Обзор нового гангстерского триллера Майкла Манна «Джонни Д.»
Давайте разберемся. Вот перед вами вор, хладнокровный и маниакально дисциплинированный, который вместе с бандой сообщников грабит банки и бесследно исчезает с места преступления. А вот коп, прирожденный охотник, который как одержимый преследует свою добычу с отрядом натренированных помощников. Роли этих людей исполняют, вероятно, лучшие актеры нашего времени. А ставит все это Майкл Манн, король точных деталей. Что-то напоминает? Ну, почти.
Хотя «Джонни Д.» и похож на криминальный шедевр Манна «Схватка», тут все же совершенно другая история. Во-первых, это не Лос-Анджелес, а Чикаго. Вместо Де Ниро и Пачино – Джонни Депп и Кристиан Бэйл. Более того, этоне сверкающие девяностые, а классические, эффектные тридцатые, время гангстеров и томми-ганов.
Во времена Великой депрессии преступники превозносились прессой как антигерои, разоряющие враждебную систему. Бонни и Клайд, Аль Капоне, Мамаша Бейкер и Диллинджер – «враги общества» и Робины Гуды в одном лице – при жизни становились легендами и до сих пор привлекают внимание кинопродюсеров. Несмотря на то, что Манн совсем не сидит без дела (в прошлом году спродюсировал «Хэнкока»), он всеми руками схватился за «Джонни Д.»: «Я просто прочувствовал его атмосферу, – объясняет он. – Давно мечтал попасть в эту эпоху…»
Учитывая, что режиссер вырос в Чикаго, прослеживается еще и личная связь с материалом. Его мать в молодости работала на Всемирной выставке 1933 года, а сам Манн ходил в кинотеатр «Байограф», который часто посещал и Диллинджер, большой любитель кино. Любопытно, что многие места, связанные с Диллинджером (включая кинотеатр «Байограф»), существуют и по сей день, так что Манн с кинокамерой шел буквально по следам преступника, через Иллинойс и Висконсин.
«Это места, которые сами заговаривають с вами», – восторгается он.
Сначала история под названием «Враги общества», написанная Брайаном Бурроу на основе реальных событий, была продана телеканалу HBO для создания телесериала, среди продюсеров которого был, помимо прочих, Роберт Де Ниро. Из-за недостатка средств и отсутствия приличного сценария, проект заморозили. А потом им заинтересовался Манн. Как только он смог его заполучить, компания Universal предложила свою помощь.
«Нам показалось, что это будет самый потрясающий фильм из тех, что Майкл снимал в последнее время, – делится глава Universal Марк Шмугер. – Это историческая криминальная сага».
Эпическая картина стоимостью 80 миллионов долларов, съемки которой проходили с 17 марта по 30 июня 2008 года, сейчас собирается в монтажной студии Манна в Санта-Монике. Постпродакшн для Манна – это длительный процесс, который заключается не столько в простом монтаже, сколько в общей синергии: изучение фактов, съемка, игра актеров и саундтрек (написанный Эллиотом Голденталем) в руках Манна становятся безупречными.
«Майкл – уникальный исследователь в области кинопроизводства, – восхищается Бэйл. – Для него важны нюансы…»
По словам Манна, воссоздать реальность – атмосферу эпохи, мироощущение, мифологию – это целое приключение. «Мне важно, – говорит он, – чтобы картина была живой и яркой, и во многом это зависит от глубины понимания персонажей».
В лице Деппа и Бэйла он нашел союзников, которые готовы разделить с ним его страсть. Сначала Манн предлагал роль Диллинджера Леонардо ДиКаприо – до этого они собирались вместе работать на «Авиаторе», который в итоге достался Мартину Скорсезе. Но в этот раз ситуация повторилась – ДиКаприо предпочел сниматься в «Острове проклятых» того же Скорсезе. «Я не люблю обсуждать кастинг, – ворчит Манн. – Но о Джонни с удовольствием поговорю».
Когда вы слышите описание Диллинджера – галантный сердцеед с чувством юмора и модной прической, получивший прозвище «Заяц» благодаря тому, как вел себя во время грабежа, перепрыгивая через высокую стойку одним махом, – то сразу представляете Джека Воробья, а точнее Деппа. Диллинджер был кем-то вроде рок-звезды еще до того, как это понятие было изобретено.
«Депп не такой как все, – говорит Манн. – Я думаю, отчасти интерес Джонни к персонажу связан с некой темной стороной внутри него самого, которая позволяет ему чувствовать связь с Диллинджером. То есть, причина глубоко внутри Джонни. Я был просто сражен тем, что он сделал в этой картине».
Противостоит Джонни рассудительный агент ФБР Мелвин Первис, который получил задание поймать Диллинджера. И Бэйл, будучи Бэйлом, внимательно изучил культурные корни своего героя. «Он происходит из Южной аристократии; в нем есть своего рода рыцарство, – объясняет Манн. – При этом он совершенно не против насилия».
В центре фильма, помимо двух главных героев, обладательница «Оскара-2008» Марион Котийяр в роли бывшей подруги Диллинджера Билли Фрэчетт. Но это не единственные знакомые лица, что скрываются под знаменитыми гангстерскими шляпами: Ченнинг Татум («Шаг вперед») в роли Красавчика Флойда, Стивен Грэм («Большой куш») в роли Бэбифейса Нельсона, а также Дэвид Уэнэм (Фарамир из «Властелина колец») в роли наставника Диллинджера Гарри «Пита» Пирпойнта, который закончил свои дни на электрическом стуле. Помимо демонстрации воровских способностей банды Диллинджера (будни которой своим суицидальным весельем напоминают, ни много, ни мало, жизненный уклад Джокера), лента также рассказывает об эпохе зарождения ФБР (Билли Крудап играет молодого шефа ФБР Дж. Эдгара Гувера), когда благодаря телеграфу и автомобилям Генри Форда борьба с преступностью охватила всю Америку. То была эпоха формирования Соединенных Штатов. Продюсер Кевин Мишер коротко подводит итог: «Я уверен, вы не будете разочарованы. Вас ждет три ограбления банка, два побега из тюрьмы и черт знает сколько перестрелок».
«Это большая картина, большая драма, – соглашается Манн. – Большая во всех смыслах». Вот, например, перестрелка в убежище Диллинджера в пансионате «Маленькая Богемия», длящаяся 14 минут (сравните с 10-минутной в «Схватке»), была снята в настоящей «Маленькой Богемии» в Висконсине. «Джонни Депп лежал на той же самой кровати, на которой спал Диллинджер, умывался в той же самой ванной, – не без гордости сообщает режиссер. – На стенах там и сейчас можно увидеть дырки от пуль».