144 420 долларов. Столько заработал «Сталинград» Федора Бондарчука в первый день своего американского проката 28 февраля 2014 года. Конечно, эта сумма не идет ни в какое сравнение с теми результатами, что показывают голливудские блокбастеры, но какая из российских картин может похвастаться более внушительными сборами? Мы заглянули за границы отечественного кинопроката и попробовали разобраться, что было, что есть, что будет и чем сердце успокоится
Российские производители теле-, видео- и кинопродукции уже давно стали частью мировой индустрии – это уже совсем не является тайной или чем-то удивительным. Время от времени новостные ленты, в том числе и нашу, озаряют сообщения о том, что зарубежные дистрибьюторы высоко оценили тот или иной фильм или сериал, российские стенды с присущим нашей широкой душе размахом представлены на всех крупнейших мировых кинорынках, отечественное кино не так часто и не столь разнообразно, как хотелось бы, но представлено практически на каждом крупном кинофестивале. И что это дает отечественному производителю? В скольких американских или европейских кинотеатрах показывают российское кино? Представлены ли мы в прокате каких-то иных стран, нежели Казахстан и Украина? Что же, давайте изучим опыт нашей экспансии на ведущие киноплощадки мира.
Вынуждены признать в первых же строках, что пока наши дела с прокатом российского кино за рубежом обстоят из рук вон плохо. Причин у такого положения вещей сразу несколько, но все они сводятся к одной формуле: наши преимущества обычно оборачиваются нашими главными проблемами.
Возьмем для начала бюрократические структуры, которые должны заниматься продвижением отечественного кино за пределами России и СНГ. Если в СССР этим вопросом занималась одна организация, в которой четко были прописаны все регламенты, а идеологическая составляющая не позволяла проявлять никаких инициатив, то в РФ до недавнего времени право распространять в мир «разумное, доброе, вечное» с маркировкой «Сделано в России» разделилось между тремя компаниями. Однако эта «демократия» и «здоровая конкуренция» не привела к повышению качества работы, а вызвала только внутренние дрязги, конфликты, которые со сферы реализации конечного продукта перекинулись и на съемочный процесс. Все это никак не могло пойти на пользу собственно кино. Завязанные на заграничный прокат компании погрязли в разборках, а фильмы фактически либо оказались на задворках проката, либо и вовсе остались сугубо внутренним продуктом. Так, например, «Фауст» Александра Сокурова, триумфатор Венецианского кинофестиваля, вполне мог если не стать хитом массового кино, то хотя бы достичь целевой аудитории, но, увы, в Европе лишь французов и итальянцев удалось привлечь в кинотеатры в количествах, измеряемых десятками тысяч человек, а американцы в кассу одной из главных наших картин принесли всего 50 тысяч долларов. «Возвращению» Андрея Звягинцева повезло чуть больше – в Америке фильм собрал полмиллиона, а в остальном мире еще три миллиона. Понятно, что это кино не для всех, но ведь прокатываются оскаровские драмы в Штатах многомиллионными тиражами, значит, «умность» – не причина.
Возможно, если не «срабатывают» в прокате наши философские искания, то стоит попробовать захватить мир зрелищным массовым кино? Попытки такого «нашествия» были предприняты в ту самую пору, когда отечественно кино сделало первый свой уверенный шаг вперед – речь, конечно, идет о «Дозорах». «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова легко и непринужденно выпорхнул из границ России – американский зритель отдал 1,5 миллиона долларов за то, чтобы посмотреть на русских вампиров, но еще больший успех картину ждал в Европе, где ее посмотрело почти столько же зрителей, сколько в РФ. Продолжение, увы, сработало только дома, за границей к сиквелу проявили втрое меньший интерес, чем к оригиналу. Куда большего внимания удостоился в 2007 году эпический «Монгол» Сергея Бодрова. 5,7 миллиона долларов в американском прокате могли бы вскружить голову, если бы не одно «но»: картина была номинирована на «Оскар», а это, как известно, является крайне действенным стимулом заманить зрителя в кинотеатры на территории США. Другие картины, на которые делались ставки по пути за границу, либо продемонстрировали разочаровывающие результаты, либо и вовсе остались внутренним продуктом – не выстрелили ни «9-я рота», ни «Стритрейсеры», ни «Звездные собаки: Белка и Стрелка», ни «Шпион».
Так, может, попытаться пробить стену непонимания «загадочной русской душой», тем, что до сих пор ценят в мире поклонники классической литературы, почитатели Толстого, Достоевского и Чехова? Но и здесь отечественному кино приходится крайне тяжело – слишком не похожи мы на своих соседей по планете, слишком отдалились от мира за советское время, да и языковой барьер остается непреодолимым препятствием. К сожалению, исконно русское кино за рубежом стало непонятно и, соответственно, неинтересно: «Как я провел этим летом» собрал 8 тысяч долларов в США и 600 в Европе, «Высоцкий. Спасибо, что живой» практически не выбрался за пределы Германии, а «Два дня» Дуни Смирновой и «Шапито-шоу» Сергея Лобана, к которым вроде бы проявляли интерес в мире, так и остались невостребованы. Что уж говорить о том, что критики привыкли называть «российским артхаусом», – в такие глубины отечественного кино даже не каждый местный зритель рискнет погружаться, что уж говорить про каких-нибудь уроженцев Техаса или Джорджии.
Впрочем, в последнее время у российского кино за рубежом обнаружился иной путь – на Восток. Как ни странно, многие отечественные экспортные картины гораздо лучше выступают в Китае, чем в США. Вполне удачно сложилась в Поднебесной судьба «Волкодава» Николая Лебедева, «На игре 2: Новый уровень» Павла Санаева и «Метро» Антона Мегердичева. Что уж говорить об уже упомянутом «Сталинграде» – 11,5 миллиона долларов, собранных в Китае, против американского 1 миллиона, заработанного за четыре уик-энда. Есть о чем призадуматься…
Однако мрачная картина, нами нарисованная, совсем не является приговором для отечественного кино. И в этом прежде всего заинтересованы и уверены сами российские кинодеятели. В подтверждение далеко идущих планов «перезагрузки» отношений Россия – Остальной Мир мы побеседовали с продюсером Олегом Тетериным из компании «Фетисов Тетерин Филмс», взявшей на себя риски по продвижению за рубеж двух недавних шумных отечественных релизов, «Вия» и «В спорте только девушки».
– Олег, насколько сложной является подготовка картин к зарубежному прокату? На каком этапе готовности фильма вы приступили к международному промоушену?
– Ну, строго говоря, продвижением «Вия» начал заниматься еще Алексей Петрухин, и первые предложения он начал делать еще более года назад, как только у него появились какие-то демонстрационные материалы. Имея такой «багаж», увлечь покупателя несложно – по «Вию» мы закрыли уже практически весь мир, все наиболее интересные территории получат картину в свой прокат. Фильм позиционируется как 3D-аттракцион, но с некоторой национальной принадлежностью – это и оригинально, и востребовано одновременно. С «В спорте только девушки» сложнее, в нем гораздо большая территориальная привязка присутствует.
– Делаются ли какие-то правки в картинах для международного проката?
– Для «Вия» делается отдельная международная монтажная версия, она будет более динамичная, с хронометражем 1:40-1:50, будет новая озвучка – полноценная международная версия. Урезана будет российско-украинская специфика с ее многочисленными застольями, национальными шутками. «В спорте только девушки» выйдет в мире под названием Some Like It Cold, это название, кстати, очень понравилось Оливеру Стоуну. Здесь мы практически ничего не меняем, лишь акцентируем привязку к прошедшей Олимпиаде, к городу Сочи, к курорту Роза Хутор. У нас уже готовы американская и китайская версии фильма, будет вариант для Бразилии и нескольких европейских стран.
– Вы не боитесь, что тема Олимпиады со временем угаснет, а ваш фильм потеряет свою свежесть?
– Нет, не боимся. Олимпийское послевкусие, если можно так назвать, продолжается довольно долго, да и кино в этом отношении гораздо более долгоиграющий продукт – документальные записи, трансляции постепенно утратят внимание зрителей, а такой творческий взгляд останется интересен. Хотя наш фильм в гораздо большей степени комедийный, чем спортивный.
– Разделяете ли вы для себя российскую и мировую часть проката?
– Нет, что вы. Мы ведем картину до самого последнего релиза. Наша компания охватывает весь спектр работ, так что мы с нашими проектами от старта и до самого конца, можно сказать. От идеи и до выхода в прокат. Справедливости ради нужно сказать, что за поддержку «Вия» «Фетисов Тетерин Филмс» взялась позднее, уже на маркетинговом этапе, но своим опытом по обоим проектам мы довольны и не намерены останавливаться.
Как видите, руки у нашего кино пока не опустились. Есть позитивные направления, которые стоит продолжать развивать, накоплен широчайший горизонт опыта, который непременно нужно использовать, растет новое поколение режиссеров, привыкших говорить на универсальном киноязыке, ширятся актерские контакты. У отечественного кино есть все предпосылки, чтобы однажды громко заявить о себе в мировом кинопрокате, нам остается лишь ждать этого счастливого момента, и мы уверены – он не за горами!