Отличный комиксный блокбастер студии Marvel, в котором бывшие супердрузья становятся суперврагами
Мстители проводят спецоперацию в Африке, в результате которой гибнут десятки мирных жителей. Терпение международного сообщества заканчивается, и ООН предъявляет супергероям ультиматум. Либо они переходят под контроль специальной комиссии, которая будет решать, когда и как им действовать, либо оказываются вне закона. Тони Старк (Роберт Дауни-младший) и несколько его ближайших союзников поддерживают это решение, в то время как Стив Роджерс (Крис Эванс) и его лучшие друзья отказываются ему следовать. По их мнению, бюрократы слишком коррумпированы, чтобы доверять им власть над супергероями. Поначалу речь идет лишь об идеологическом противостоянии, но «холодная» война становится «горячей», когда власти обвиняют в теракте Баки Барнса (Себастиан Стэн), бывшего соратника Роджерса, который был похищен и зомбирован «Гидрой». Если Старк и его команда пытаются арестовать Барнса, то Роджерс и его друзья становятся на сторону предполагаемого злодея, чтобы доказать его невиновность и выявить настоящих преступников.
Начнем с главного. Новый комиксный суперблокбастер студий Marvel и Disney сделал то, что мог бы сделать недавний блокбастер DC Comics и Warner «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», если бы его сняли не как вторую картину киновселенной DC Comics, а как трагическую кульминацию длинной череды постановок, прослеживающих знакомство и дружбу знаменитых супергероев. «Противостояние» берет любимых зрителями и безмерно уважающих друг друга персонажей и растаскивает их по разные стороны ринга для эпического сражения.
Пока героев разделяет лишь идеология, остается шанс на то, что они помирятся и снова станут единой командой. Но, как это обычно бывает на гражданских войнах (именно так, «Гражданская война», переводится английский подзаголовок ленты), снежный ком противоречий быстро разрастается. К идейным спорам добавляются личные обиды, а когда на экране начинает литься кровь, примирение становится невозможным. Хотя герои искренне страдают из-за того, что идут друг против друга, отступить они не могут. Слишком многое поставлено на карту.
Правда, в определенный момент возникает страшное подозрение, что «Противостояние» закончится так же, как «Бэтмен против Супермена» – герои по-быстрому померяются мужскими достоинствами, а затем пожмут руки и вместе сразятся с общим врагом (это не спойлер – «Бэтмен против Супермена» выдал половину сюжета в трейлерах). Но нет – братья-режиссеры Энтони и Джо Руссо, ранее снявшие «Первого Мстителя: Другую войну», ошибку Зака Снайдера не повторили.
Общий враг у героев фильма действительно есть, но его наказание картину себе не подчиняет. Это второстепенная сюжетная линия, и она не отвлекает от основного блюда – двух кульминационных сражений супергероев (это тоже не спойлер – фрагменты обоих боев есть в трейлерах). Сперва сторонники Старка и Роджерса во главе со своими предводителями бьются стенка на стенку, а затем, по прошествии небольшого времени, Железный Человек и Капитан Америка дерутся не на жизнь, а на смерть. Ну, почти на смерть. Они не были бы благороднейшими супергероями, если бы в самом деле друг друга убили. Но до этого почти доходит, поскольку у обоих на то есть веские причины. Особенно у Старка.
Как и «Бэтмен против Супермена», «Противостояние» длится около двух с половиной часов. Оно включает сложный и извилистый сюжет, несколько пафосных монологов, разнообразные и изобретательно поставленные экшен-сцены и двух новых для марвеловского цикла супергероев – Черную Пантеру (он же король вымышленной африканской страны Ваканда по имени Т’Чалла) и Человека-Паука (он же американский старшеклассник Питер Паркер). К сожалению, если к экшену ленты не придраться, то новички не особенно порадовали.
Как и можно было ожидать, Человек-Паук великолепен в бою, и он раскрашивает «битву титанов» не только своими паучьими суперприемами, но и фирменным чувством юмора. Последнее всегда было важной частью его образа в комиксах, однако не было подчеркнуто в предыдущих фильмах о Питере Паркере, создававшихся студией Sony Pictures. Но в уморительной сцене вербовки Питера, в которой к нему домой заявляется Старк, юный британский актер Том Холланд демонстрирует полное отсутствие звездной харизмы. Конечно, Паркер не должен выглядеть как Капитан Америка. Но в нем должно быть хоть что-то такое, что останавливало бы зрительский взгляд. Он же Человек-паук, а не простой школьник. В «Противостоянии» это небольшая проблема, но она заставляет со страхом ждать уже объявленного «сольного» марвеловского фильма о Человеке-пауке. Такой Паркер нам не нужен!
У Чедвика Боузмана, который сыграл Т’Чаллу, с харизмой все в порядке. Беда Черной Пантеры в другом – он получился «картонным». «Пафосная Пантера пафосна» – больше о нем ничего не скажешь. Даже в роботе Вижене больше человечности, чем в Т’Чалле, самом скучном супергерое фильма. Что до его суперспособностей, то Пантеру можно определить как усиленную Женщину-кошку. Не самый впечатляющий набор талантов на фоне умений некоторых других персонажей.
Кто еще фигурирует в картине? Помимо упомянутых выше супергероев постоянное участие в действии принимают Черная Вдова, Сокол, Алая Ведьма и Воитель, а специально для кульминационной битвы к ним присоединяются Соколиный Глаз и Человек-муравей. Привлечение Человека-паука и Человека-муравья кажется несколько надуманным, поскольку они только познакомились с главными героями, а это все-таки история о противостоянии старых боевых товарищей. Но так как их уникальные умения позволяют им сыграть исключительно важную роль в общей схватке, то претензии к Пауку и Муравью снимаются, как только они показывают, на что способны.
В целом «Противостояние» – один из лучших фильмов марвеловского цикла, если не самый лучший, и его заключительный поединок – это, пожалуй, драматичнейшая схватка в истории комиксных лент. У картины есть недостатки вроде отсутствия харизмы у Холланда или того, что ее первая половина немного неуклюжа из-за жонглирования толпой персонажей. Но это настолько удачное сочетание неожиданных сюжетных поворотов, мощного экшена, накала страстей и остроумных шуток, что вы пожалеете, если пропустите его в кино.
С 5 мая в кино.