


Картина о тяжести вины, о глыбе тайны, которая с каждым невысказанным словом все сильнее прижимает к земле, рекомендуется к просмотру исключительно поклонникам Джоэла Эдгертона
Картина о тяжести вины, о глыбе тайны, которая с каждым невысказанным словом все сильнее прижимает к земле, рекомендуется к просмотру исключительно поклонникам Джоэла Эдгертона.
Две молодые пары из Сиднея отправляются отдохнуть в камбоджийскую деревушку. Веселое приключение с легкими наркотиками на местной дискотеке заканчивается загадочно – один из героев едва не теряет рассудок, очнувшись вдалеке от всех без денег и одежды, а второй парень вообще пропал. Экстренные поиски ни к чему не привели, и путешественникам нужно возвращаться на родину. Вернуться к нормальной жизни после такого трагического события непросто, тем более что с каждым днем все мрачнее и мрачнее становится выживший мужчина, и, кажется, он знает больше, чем рассказывает семье и полиции.
Совсем недавно мы обсуждали реалии австралийского кино, которому приходится очень непросто в условиях постоянного оттока в Голливуд своих талантливых воспитанников и почти полного отсутствия интереса к местному кинопроизводству у зрителей. «Не говори ничего» – еще один пример того, чем же там, на съемочных площадках, где живет много диких кенгуру, занимаются. Занимаются триллерами. Занимаются не слишком успешно.
Очень многое о фильме могут рассказать имена людей, задействованных в производстве фильма. Режиссер Киран Дарси-Смит – дебютант, только открывающий для себя двери в большое кино и желающий сделать из своего фильма такую загадку, о которой бы говорили критики и зрители. Исполнитель главной мужской роли Джоэл Эдгертон уже давно вполне успешно реализует себя в американском кино, однако о доме не забывает и время от времени возвращается в Австралию, чтобы принять участие в небольших независимых проектах. Кажется, исключительно для развлечения. Тереза Палмер – типичная «блондинка-подружка-главного-героя», давно и не слишком успешно штурмующая Голливуд, время от времени попадающая в касты громких проектов вроде «Ученика чародея», «Я – Четвертый» и «Тепло наших тел», но никак не получающая место для следующего шага. Всем трем есть что показать, все трое стараются, но подобно лебедю, раку и щуке не слишком хороши в одной повозке.
В первую очередь картину не вытягивает режиссер. Прием с параллельным развитием событий в параноидальном настоящем и трагическом прошлом не нов, но в «Не говори ничего» постановщик самым нелепым образом умудряется так неудачно составить куски собственноручно нарезанной мозаики, что в какой-то момент разбирать, где камбоджийское прошлое, где настоящее, а где добавленное в повествование время возвращения троицы из путешествия, становится не только сложно, но и неинтересно. Возможно, Дарси-Смит рассчитывал на то, что зритель начнет задумываться о каждом эпизоде, о каждой сцене фильма, ожидая найти в ней подсказку, но это оказывается совсем непросто – герои не успевают стать интересными.
Это вторая проблема – весьма экономный в представлении своих персонажей режиссер вываливает на зрителя даже не характеры, не поступки своих героев, а их последующие фрустрации. С этим тяжело справиться не только зрителю, но и актерам. Если Джоэл Эдгертон еще как-то старается держать на своем лице не только скорбь, но и печать определенной тайны и недоговоренности, то женские персонажи в кадре просто мечутся то в панике, то в истерике, то в пустопорожнем самосожалении. Уже минут через пятнадцать просмотра становится совершенно очевидно, что до самого финала мы будем ждать, когда же герой Эдгертона наконец не выдержит и всем все объяснит. Согласитесь, не самый захватывающий постановочный ход.
Как ни странно, в плюсы картине можно занести ровно то же самое, что и в минусы. Какое-никакое напряжение режиссер старается поддерживать, мало-помалу градус чувства вины и тяжесть недосказанности своих героев накаляя. Эдгертон, хоть и пережимает с загадочностью, которая идет его простецкому лицу, как Шварценеггеру пенсне, тем не менее ни на секунду не перестает играть. А Тереза Палмер делает редкий для себя шаг в сторону от образа, привычного по Голливуду, за этим хотя бы не скучно наблюдать.
Картина, таким образом, раскалывается на отдельные элементы, которые не слишком хочется собирать в какую-то осмысленную конструкцию. Скорее возникает желание сложить этот пазл обратно в коробку, тем более что и финал-разгадка, скорее всего, разочарует. Вместо крепкого триллера имеем несмелую драму, вместо активного взаимодействия жертв трагедии имеем разрозненные попытки вырваться из одиночества, вместо радостной Австралии имеем загаженные улицы околотков Кампучии. Имеем немногое, и, как видно, не то, что хотелось бы.