Артхаусная лента «Охотники» настолько отличается от всего того, что демонстрируется в кинотеатрах, что оценивать ее с точки зрения массового кино невозможно – чистый авторский эксперимент с нагромождением жанров, стилей и смутных мыслей
Артхаусная лента «Охотники» настолько отличается от всего того, что демонстрируется в кинотеатрах, что оценивать ее с точки зрения массового кино невозможно – чистый авторский эксперимент с нагромождением жанров, стилей и смутных мыслей.
Журналист Иван переживает непростой период в жизни: он расстался с девушкой, работа не клеится, а глубоко внутри роятся тревоги. Глубоко переживая свои интервью с очень странными героями, Иван постепенно все чаще предпочитает отсиживаться в мире собственных иллюзий, где его окружают прекрасные девушки, эрудированные собеседники и хорошая музыка. Однако очень скоро тревога и паника пробираются внутрь грез молодого человека…
Авторское кино – стихия, часто не слишком понятная даже ее создателям. Что уж в таком случае требовать от зрителя, в большинстве своем неподготовленного, лишенного тех базисов, на которых воспитывался и рос режиссер, живущего в иной среде и впитывающего совершенно иную атмосферу. К счастью, артхаус не насаждается насильно, найти авторское кино в кинотеатрах порой сложней, чем иголку в стогу сена, и его обретение зрителем в чем-то сродни небольшой победе над обыденностью – зритель превращается не столько в потребителя, сколько в соучастника творческого процесса.
«Охотники» режиссера-дебютанта Александра Селиверстова получили крайне ограниченный прокат – лишь пять кинотеатров во всей стране нашли возможным выделить на него место в своих сетках, – но оттого просмотр ленты становится лишь ценнее для ищущих выхода своим эмоциям. А кино получилось действительно многогранным, увлекательным и в хорошем смысле странным – зритель понимающий не будет разочарован. В то же время для поклонников более традиционного, «народного» кино встреча с «Охотниками» может оказаться тяжелым испытанием.
Все дело в том, что картина Селиверстова не имеет четкой структуры, в ней не за что ухватиться человеку, привыкшему к сюжетноориентированным фильмам массового кинематографа. «Охотники» в произвольном порядке меняют локации, лента то предстает реалистичной, то превращается в костюмную историческую драму, в отдельных этюдах просматриваются зачатки мюзикла, нуара, фантастического триллера или комедии, вокруг главного героя незримо меняются собеседники, наконец, даже изображение вдруг из черно-белого превращается в цветное. Все это превращает картину в какое-то пограничное между сном и явью состояние, в котором никто не может четко сказать, грезится увиденное или такова подлинная жизнь Ивана.
Сами этюды, на которые разбит фильм, весьма любопытны, поскольку разговоры в них ведутся на отвлеченные, но весьма любопытные темы. Герои бросаются разгадывать дилемму, нужно ли отдавать жизнь за друга, а затем перемещаются к разбору преступления Романа Поланского, в одной сцене традициям американского футбола находят расистское объяснение, а несколькими минутами позже Иван уже обсуждает таинственный фильм португальского режиссера, который видели лишь десяток человек. Кристально чистые разговоры о культуре, искусстве, обществе смешаны в «Охотниках» в мутный коктейль, предложенный зрителю, – разговоры часто обрываются на полуслове, нити повествования ускользают, и нужно снова искать в себе силы уцепиться за обрывки сюжета.
Артхаус не принято разбирать по косточкам, отделяя актеров от постановки, препарируя отдельно оператора, композитора и монтажера, тем более что обычно в авторском кино создатель берет на себя большую часть этих функций. Не станем расчленять высказывание Селиверстова и мы, ведь зачастую подлинное видение постановщика не очевидно, а потому говорить об актерском переигрывании, откровенном затягивании сцен или странных операторских решениях, когда камера снимает лишь половину лица, нельзя – возможно, в этом кроется замысел режиссера. Но стоит отметить, что снята лента весьма добротно – при том что камера много и часто двигается, детали не ускользают, а актеры перед объективом не теряются, хотя порой общий непрофессионализм и чувствуется.
Как и положено в таких случаях, «Охотники» оставляют чувство какого-то подвоха: герои в фильме обмениваются красивыми цитатами, говорят о Годаре и Караваджо, обсуждают быт XVIII века и грядущее нападение инопланетных хищников – невольно зритель ощущает себя частью какого-то эксперимента. Но нет, никто в конце не спросит вас о ваших ощущениях, никто не поинтересуется, что вы вынесли из фильма. Потому что авторское кино – это диалог с глазу на глаз, автор делится сокровенным, но не требует в ответ того же. «Охотники» – это «упражнение в прекрасном», рассчитанное на ментально близких. Жаль, что таких в современном обществе ничтожно мало.
С 22 декабря в кино.