Увлекательный, хоть и не слишком выразительный байопик о создателе автомобиля DeLorean.
Джим Хоффман (Джейсон Судейкис) — пилот-неудачник, которого во время одной из не очень легальных перевозок кокаина с поличным ловит ФБР. Те, конечно, хотят поймать рыбу побольше, и селят Джима в роскошном доме в Лос-Анджелесе взамен на услугу: он должен выдать им крупного американского поставщика, с которым не раз работал. Вскоре Джим выясняет, что по соседству с ним живёт не кто-нибудь, а сам Джон ДеЛореан (Ли Пейс) — легендарный автомобильный инженер, который как раз собирается запустить в производство свою машину будущего, DeLorean.
Забывая напрочь про работу, Джим проводит всё больше времени с мечтательным харизматиком ДеЛореаном и узнаёт, что с деньгами у того всё не слишком гладко: если он не найдёт крупную сумму в короткие сроки, производство чудо-машины придётся свернуть. У Джима рождается гениальная идея: склонить Джона к афере с кокаином и сдать ФБР не только поставщика, но и крупного автомобильного магната, обеспечив себе свободу и крупную сумму денег сверху.
Интересная история — не залог хорошего байопика, и это правило, практически не знающее исключений: много раз режиссёры доказывали нам, что из скучнейшей реальности можно высечь великое кино («Социальная сеть»), а живую энергию «настоящего» превратить в сухой пересказ Википедии («Богемская рапсодия»). «Тачка на миллион» находится где-то между этими двумя крайностями: фильм крепкого ремесленника Ника Хэмма целиком полагается на витальную притягательность своей слишком-крутой-чтобы-быть-правдой истории — криминальном винтаже лихих 80-х, в которых даже автомобильные магнаты и инженерные гении порой приторговывали кокаином. Ну или не приторговывали — тут уже, как говорится, суд разберётся.
«Тачка на миллион» не берёт на себя тяжесть ревизионизма и сложной рефлексии — это фильм, как бы плывущий по течению, максимально нейтральный по отношению к тому, какие темы может затронуть его история. Ник Хэмм не расходится с официальной версией и не пытается дать «другой взгляд» на дело ДеЛореана: вместо этого он выбирает удобную перспективу (в данном случае — мелкого негодяя Джима Хоффмана, которого ФБР использовало, чтобы подставить ДеЛореана). Сам Хоффман — герой в меру любопытный (забавный, харизматичный, ряд продолжите сами), но совершенно инертный с точки зрения какой-либо морали: он пересматривает свои взгляды на ДеЛореана каждый раз, когда того требует драматургия жизни, а его характерная арка легко укладывается во взгляд любого обывателя, потихоньку открывающего для себя подробности о мошенничестве ФБР.
И в случае с «Тачкой на миллион» эта нейтральность скорее благо — да, фильму бы не помешало немного фокуса и, может, авторской вовлечённости: ещё совсем чуть-чуть, и кино легко могло встать в ряд с, например, «Сделано в Америке» Дага Лаймана, другой картиной об американской мечте и безбашенных авантюристах. Но эта непосредственность и абсолютная непретенциозность хорошо ложится в по SNL-овски скетчевый подход Хэмма: его герои шутят, смешно ругаются и творят всякие нелепости, а нам лишь остаётся сидеть и удивляться, что настолько кинематографическая, будто нарочно выдуманная каким-нибудь второсортным комиком история могла произойти на самом деле. Чего только в жизни не бывает.