Глуповатый и неубедительный мыльно-медицинский сериал о психически больном нейропсихологе
Доктор Кэтрин Блэк (Келли Райли) – невролог мирового уровня и директор Центра неврологических исследований. Но, несмотря на всю ее известность, лишь ее самые близкие люди знают, что Кэтрин страдает маниакально-депрессивным расстройством и время от времени перестает принимать лекарства, чтобы расширить свое сознание и отдаться на волю маниакальных приступов, которые женщина переживает как наркотический кайф.
«Врачу, исцелися сам!» Мы уже видели в последние годы несколько сериалов на эту тему. Прежде всего, разумеется, культовый «Доктор Хаус» и менее популярное, но более обаятельное и внешне привлекательное шоу «Восприятие», где герой (как и доктор Блэк, выдающийся нейропсихолог) разгадывает преступления, общаясь со своими шизофреническими галлюцинациями. Также мы видели, как в «Чужом среди своих» главная героиня сражается с маниакально-депрессивным расстройством. Так что на новое слово в жанре «Черный ящик» претендовать не может. Зато он может претендовать на новое слово в жанровой тупости.
По своей природе сериалы зиждутся на убедительности и харизме персонажей. Если мы верим в героя и переживаем за него, мы можем проглотить многие сценарные недоработки отдельных серий. В доктора Блэк, однако, поверить трудно. Она представлена нам как гениальный ученый, превосходный врач и, вероятно, талантливый руководитель (в 35 лет организации мирового значения кто попало не возглавляет), но Келли Райли играет ее как клушу, которая слишком эксцентрична и слаба духом, чтобы завоевать то место в жизни, которое она занимает. Герои «Хауса», «Восприятия», «Чужого» в этом плане куда более достоверны, поскольку живут в специально отгороженных для них мирках под присмотром влиятельных опекунов. Блэк должна быть больше похожа на доктора Кадди – не внешне (с этим-то у Райли все тип-топ), а внутренне и по поведению.
Кроме того, что это за ерунда: «Я лучше всего работаю, когда не принимаю таблетки!»? Писатели и поэты действительно порой выигрывают от маниакальных приступов, так как те растормаживают творческое начало. Но наука – это не творчество. Тем более нейропсихология. Для занятий ею нужны абсолютная сосредоточенность, трезвый ум и готовность кропотливо перелопачивать мегабайты графиков и снимков, а также раз за разом проводить повторяющиеся исследования. А маниакальные приступы обычно сопровождаются эйфорией и неспособностью сосредоточиться. И в пилотной серии это наглядно демонстрируется: во время приступа героиня танцует под звучащую у нее в голове музыку (выглядит это очень, очень глупо) и занимается сексом с первым встречным. В эти мгновения она слишком невменяема, чтобы делать глубокомысленные и обоснованные выводы об активности нейронов. И, кстати, если ее припадки регулярны и столь ярки, как она умудрилась все эти годы хранить их в тайне от всех, кроме брата и его жены? Тем более находясь в окружении медиков, натренированных распознавать психологические отклонения.
Итак, героиня настолько недостоверна, что это бросается в глаза и сильно раздражает. Что еще есть в шоу? Прочие персонажи в пилотной серии едва намечены, но симпатию из них вызывает лишь дочь Кэтрин, которую женщина некогда отдала брату на воспитание (так что теперь Эсме не знает, что ее тетя – это на самом деле ее мать). Сколько драматизма можно выжать из этой «мыльной» сюжетной линии? Вряд ли очень много – по крайней мере до тех пор, пока девушка не узнает правду. До этого времени Кэтрин будет лишь молча и монотонно страдать.
Очевидно, основные сюжетные линии шоу будут вращаться вокруг пациентов Блэк и вокруг отношений женщины с ее бойфрендом, который только что узнал о болезни любимой. Но в этом случае «Черный ящик» будет лишь бледным подобием «Восприятия», где есть и романтическая линия, и интересные психиатрические пациенты – и все это с драйвом, увлекательностью и драматизмом криминального шоу. «Черный ящик» же довольствуется диагностикой и исцелением, причем куда меньшего спектра заболеваний, чем в «Хаусе», где лечили всех и от всего. Так что перспективы у сериала не радужные, мы сомневаемся, что он дотянет до второго сезона.