Режиссеры и продюсеры, пожалуй, лучше других знают, что зрителя надо брать «тепленьким». Отсюда давно используемое в кино правило – открывающая сцена должна ошеломить, захватить, приковать к креслу в кинозале
В конце 80-х – начале 90-х Голливуд был переполнен клонами «Крепкого орешка», каждый второй боевик рассказывал о захваченных заложниках и отважных смельчаках, противостоящих терроризму. «Игрушечные солдатики» режиссера Дэниела Петри – это, если хотите, «подростковый вариант» истории Джона МакЛейна со школьниками вместо бизнесменов и наркобароном вместо немецкого сепаратиста-эстета. Фильм получился непритязательным, а потому помнят его считаные единицы, но открывающая сцена его достойна упоминания – злодеи для начала захватывают здание суда. Главный негодяй узнает, что его отца переправляют в США, и нужда в заложниках у него отпадает – он спокойно убивает некоторых, а судью сбрасывают с вертолета. Впечатляющие жестокость и мрачная привлекательность, о которых в дальнейшем остается только вспоминать.
Приключенческий триллер Ренни Харлина «Скалолаз» моментально захватывает зрителя в плен великолепными горными пейзажами – с первых кадров мы должны проникнуться величием Скалистых гор (на самом деле снимался фильм в европейских Альпах), но и одновременно почувствовать опасность. И открывающей сценой борьбы за жизнь потерявшей опору альпинистки авторы хватают зрителя «за жабры». Однако впрыск адреналина на этом заканчивается, а фильм превращается в неторопливое блуждание в снегах группы злоумышленников и взятого ими в плен героя Сильвестра Сталлоне. Герои нелепо ругаются, несмешно шутят, а сцены «подвигов» Гейба Уокера столь нарочитые и навязчивые, что невольно задумаешься: лучше бы и вправду несколько месяцев назад в пропасть упал он, а не девушка.
Культовая картина Терри Гиллиама «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», безусловно, заслуживает называться классикой, но спорить с тем, что ее художественное построение вызывает как минимум вопросы, глупо – кино это страдает от перегруженности образами в ущерб смыслу. И открывающая ленту сцена это демонстрирует в лучшем свете – зрители видят двух странноватых мужчин, мчащихся через пустыню в авто, набитом наркотиками. Рок-н-ролл, роскошный автомобиль, аляповатый наряд героев – все это придает особенное настроение, включает этакий режим «драйва». Но на этом притягательность «Страха и ненависти» и улетучивается. Нет, конечно, этот фильм остается местами весьма увлекательным благодаря работам Гиллиама и Деппа, но признайтесь, вам ведь тоже к концу становилось скучно от просмотра бессюжетной картины о несимпатичных людях?
Фильм Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана» несколько выбивается из ряда представленных в данном списке картин – у него и наиболее мощной является не открывающая сцена, а несколько более поздний эпизод (мы, конечно, о высадке американских войск в Нормандии), и в остальном картина не слишком провисает, в «Спасении» есть и мощный драматический заряд, и впечатляющие батальные сцены, и запоминающиеся персонажи. Но вот перемена настроения фильма не может не вызывать разочарования – начинаясь с драматического преклонения перед подвигом отдельных солдат, кино у Спилберга к финалу скатывается в банальную агитку «Америка пришла на европейский театр военных действий и всех победила во Второй мировой». Даже как-то неловко за мастера такого масштаба – начало-то было совсем иным.
Даже если вы забыли или вовсе не знали о существовании комедии «Суперполицейские», сегодня самое время вытащить ее на поверхность, ведь в 2017-м ожидается выход на экраны давно потерявшего свою актуальность сиквела. Зачем нужно продолжение «Суперполицейских»? Ну хотя бы потому, что это было вполне себе смешное кино о «зажравшихся» на захолустном участке американо-канадской границы копах, которые оказались на грани увольнения из-за своей никчемности. Правда, весь главный «угар» картины поместился в несколько стартовых минут, а именно в сцене задержания троицы молодых людей и погони за особенно ретивым прожигателем жизни, затем шутки теряют свою свежесть, а ситуации – оригинальность. Смеяться над глупыми копами, впрочем, всегда полезно.
В те стародавние времена, когда М. Найт Шьямалан еще не растранжирил свой талант на крупнобюджетные, но лишенные малейшего смысла постановки, каждый новый его проект встречался зрителями с воодушевлением. И режиссер умел захватить – например, его «Знаки» стартуют с впечатляющего эпизода: дочь главного героя истошно кричит, темнота пугает зловещей тайной, круги на полях фермера Грэга заставляют холодеть кровь. Зритель понимает – жизнь главного героя безвозвратно перевернулась. Тут бы и развернуть начатое, и воспользоваться заданной атмосферой, но нет – «Знаки» с каждой последующей сценой замедляются, теряют стержень и к финалу скатываются в откровенную профанацию: инопланетяне, видите ли, сумели преодолеть межзвездные расстояния, но не догадались исследовать Землю на предмет наличия на ней воды…
Режиссер Джо Карнахан поступает со зрителем очень жестоко – его «Наркобарон» стартует на запредельно жестоком уровне. Мы начинаем просмотр фильма со сцены погони, не зная, что послужило ее причиной, кто здесь хороший, а кто плохой, насколько бескомпромиссны обе стороны конфликта. Постепенно картинка складывается: ужас в глазах и предсмертные крики случайной жертвы, детские вопли, стоны, кровь, почти физически ощутимый запах смерти – очень мощный старт, сбивающий с ног. Увы, напряженная открывающая сцена крадет фильм – в остальном «Наркобарон» абсолютно ничем не выдается из ряда других криминальных картин начала 2000-х. Неплохое кино, но не особенное.
Открывающую сцену боевика «Три икса» вполне можно приводить в пример молодым кинематографистам – сочетание операторской работы и музыкального сопровождения в ней приводит к феноменальным результатам, оторвать взгляд от экрана невозможно ни на секунду. Раскрытый агент АНБ в самом начале «Трех иксов» вынужден скрываться среди фанатов немецкой группы Rammstein, исполняющей на концерте свой самый в буквальном смысле слова зажигательный хит. Рвущая перепонки музыка, вспышки пламени и лучи прожекторов – напряжение не сочится с экрана, а вырывается бурным потоком. Музыка и пролеты камеры делают вас прямым участником погони. Увы, но на этом фильм можно выключать – дальнейший «детский сад» не выдерживает никакой критики, а диалоги убьют ваш мозг.
Картина Грегора Джордана «Информаторы» начинается как заправский нуар: пышная вечеринка, секс, наркотики, автомобильная авария… И это вполне понятно – фильм-то основан на серии рассказов о лос-анджелесской богеме 1980-х, героями которых стали актеры, музыканты и даже вампир. Впрочем, уже через десять минут просмотра зрителям становится понятно – веселье кончилось, началось занудство и тягомотина. Медленные и даже тягучие «Информаторы» словно хоронят под собой все то, чем так славится молодость, кино убивает любую страсть, любые эмоции. Совсем не удивительно, что фильм Джордана, пусть и переполненный актерами-звездами, не смог достичь успехов литературного сборника, положенного в основу сценария. Авторы напрочь лишили фильм души.
2000-е стали чрезвычайно успешными для Клинта Иствуда, бесповоротно перейдя из актеров в постановщики, голливудская звезда выдавал шедевр за шедевром. Пока не «споткнулся» об собственное «Потустороннее» – сверхъестественное и мистическое оказалось неподвластно мастеру реализма и актуальной драмы. Впрочем, начинается картина вполне интригующе – сцена цунами впечатляет, разрушения ужасают, а хрупкость человеческой жизни на фоне бушующей стихии становится особенно очевидна. Вот только вместе с Мари тонет и автор, а это затягивает в мутные воды и зрителей. Картина превращается в сомнительные философствования и заумные разговоры о вере, судьбе и загробной жизни. Тот редкий случай, когда на фильме Иствуда хочется умереть прямо во время просмотра. От скуки.
После невероятно эмоционального и драматического накала «Темного рыцаря» Кристофер Нолан оказался в тяжелом положении – ему нужно было делать шаг вперед, но он уже был на вершине, до которой многим идти и идти. В самом начале «Темного рыцаря: Возрождение легенды», впрочем, многим показалось, что режиссеру удалось если не превзойти самого себя, то хотя бы удержаться на пике – сцена захвата самолета пособниками Бэйна снята на феноменальном техническом уровне, но, к сожалению, далее этот полет идет по нисходящей траектории. Да, «Возрождение легенды» по-прежнему превосходит по части параметров 90% других комикс-экранизаций, но недотягивает до главного конкурента – второго фильма трилогии о Бэтмене 2005-2012 годов.
Несмотря на формальный успех у критиков (картина Клинта Иствуда получила шесть номинаций на «Оскар») и внушительную для военной драмы кассу, открывающая сцена – пожалуй, лучшее, что есть в «Снайпере». Мы знакомимся с главным героем в тот момент, когда ему нужно сделать выбор, должен ли он стрелять в ребенка, несущего бомбу, которая может стать фатальным сюрпризом для его однополчан. Допустить ошибку никак нельзя, но и дилемма непростая, под руку герою советуют стрелять, но решение пока не принято. Последствия этого выбора зрителю предстоит увидеть только в середине картины, но пробраться туда через ворох воспоминаний и душевных терзаний ведущего персонажа окажется достаточно сложно – военные драмы бывают и поэнергичнее, «Снайпер» уж больно медлителен.
Еще один фильм, ставший жертвой необыкновенно удачного предшественника, – второй фильм Сэма Мендеса в «бондиане». «Координаты Скайфолл» задали весьма высокую планку, продемонстрировали драматический талант Дэниела Крэйга и придали Агенту 007 еще больше реалистичности. Двигаться дальше нужно было очень осторожно, и слабость «СПЕКТРА» – не вина Мендеса и Крейга, а их беда, слишком уж крутой получилась их первая совместная работа. Однако у «СПЕКТРА» тоже есть что продемонстрировать зрителю – например, открывающую сцену, в которой Бонд в разгар праздника мертвых ведет свою охоту за очередным преступником. Снятый одним планом затяжной эпизод захватывает дух филигранной операторской работой – его можно пересматривать бесконечно. А вот с остальной картиной дело обстоит иначе, «СПЕКТР» очевидно «провалился», и Кристоф Вальц его не спас.