Где-то недавно довелось прочитать, что Егор Кончаловский своим "Антикиллером" сделал то же самое, что в Японии сделал Такеши Китано, положив начало национальному гангстерскому кино. Ну уж, знаете, сравнили Божий дар с яичницей (или жопу с пальцем -- на выбор). Фильмы Китано, невероятно жестокие и кровавые, во-первых, все равно по количеству разлитой по экрану крови ни в какое сравнение не идут с последним детищем молодого Кончаловского, а во-вторых, по степени бессмысленности жестокость "Антикиллера" зашкаливает. Но это так, к слову, чтобы японскому режиссеру в случае чего не обидно было.
Каюсь – романа Данила Корецкого, по которому снят фильм, не читала. Да и не уверена, что нужно. В конце концов, это не "Война и мир", чтобы с пристрастием изучать, насколько режиссер бережно либо – наоборот – нахально обошелся с оригиналом. Да и вообще, честно говоря, не так чтобы очень уж хотелось всерьез разбирать "Антикиллера" - бесконечное мочилово на экране вряд ли заслуживает сколь-нибудь внимательного рассмотрения.
Антикиллером прозвала главного героя его знакомая проститутка. Антикиллер он потому, что мент. Бывший, правда, отсидевший за нетрадиционные методы обращения с подследственным. Грохнул того, одним словом. А теперь вот вышел на свободу и окунулся в водоворот бандюковской жизни, одновременно спасая жизнь банкиру, мстя за смерть друга-мента и по ходу дела очищая город от всей наличествующей в нем банды-малины-мафии. Играет мента по прозвищу Лис Юрий Куценко, в кругах, близких к экрану, известный как Гоша Куценко (так, кстати, и значится в титрах). Гоша Куценко замечен в последние пару лет в доброй половине всех отечественных фильмов, где с большим или меньшим успехом играет практически одинаковых бандитов-отморозков. Здесь ему выпала роль более почетная – во-первых, главная, во-вторых – хоть и отморозка, но все же мента. Намекается на то, что у него есть свой кодекс чести ("Милиционеров убивать нельзя", - декларирует он и доказывает на практике, опять же нетрадиционными методами правильность своего постулата), он не строит рожи, как все остальные персонажи фильма, не суетится и предполагается быть не противным. Сразу скажем, что последнее у него получается плохо.
Актеры словно пребывают в состоянии перманентной то ли забастовки, то ли саботажа. Как в старой известной рекламе – "самое главное – не танцевать", - они будто поставили перед собой задачу: самое главное – не играть. На худой конец – играть плохо. Что с удовольствием и делают хорошие актеры Михаил Ульянов, Сергей Шакуров, Александр Балуев, Евгений Сидихин, Виктор Сухоруков, Иван Бортник. Лицедействует (и вполне, кстати, сносно) один только Михаил Ефремов, чей герой отдаленно напоминает живого человека, а не персонаж компьютерной игры.
Впрочем, говоря о том, что Кончаловский снял кино в духе современных клипов либо бессмысленных компьютерных игр, где персонажи становятся жертвами удачного клика мышкой, мы, пожалуй, ему польстили. Все-таки что-то режиссер да хотел сделать. Не смог – это да. Например, попытался поиграть в пародию. Ах, как смешно, вспомнить через двадцать с лишним лет "Место встречи изменить нельзя", поменять Джигарханяна на Ульянова, пригласить постаревшего Промокашку – Бортника, не изменившего своим промокашникским привычкам, с ностальгической иронией воссоздать атмосферу малины, перемешав в конце "Место встречи…" с "Крестным отцом". Но пародия – слишком тонкий и сложный жанр, чтобы безнаказанно эксплуатировать его без надобности, без умения и без смысла.